Основные положения

Космические основы Бытия

Большинство человеческих законодательных кодексов начинается формулой «Никто не может оговориться незнанием законов», и нарушение за­кона по незнанию не оправдывает человека. Меж­ду тем, большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических за­конов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что их жизнь полна превратнос­тей и ударов.

Кто виноват, если, живя в Космосе (да, в Кос­мосе!), мы не имеем ни малейшего представления о законах, управляющих Космосом? Ведь живя в государстве, мы считаем нужным быть знакомы­ми с законами этого государства. Насколько же важнее знать законы, которые управляют и госу­дарствами! Наступающая эпоха есть эпоха со­трудничества с Космосом, и требует знания не только человеческих, но и космических законов!

Закон человеческий может быть отменен или нарушен, закон же космический — никогда. Кос­мос не знает нарушения своих законов. Что бы вы ни делали, закон остается неизменным. Вы може­те разбиться при встрече с ним, но он остается не­поколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя.

Мы не живем в мире произвола, где сегодня может случиться одно, завтра другое. Мы можем работать с полной уверенностью в успехе, если мы опираемся на неизменную Истину — Закон Все­ленной. Но для того чтобы работать спокойно и безопасно в мире Закона, необходимо знание. По­куда мы не знаем законов, они могут разрушать наши планы, уничтожать наши труды, разбивать наши надежды. Но эти же законы делаются наши­ми слугами, помощниками, двигателями ввысь, когда наше незнание заменяется знанием. Закон становится спасительным, когда мы его познаем. Познание космических законов дает ответы на все основные вопросы Бытия, упомянутые в самом начале этой работы.

Космические законы преподаны в эзотеричес­ких знаниях древности. На пути к этой древней мудрости мы узнали о Шамбале и Махатмах как Источниках этого знания, узнали о Блаватской и Рерихах как передатчиках его через Теософию и Агни Йогу. Теперь к этим ценным сокровенным знаниям мы подошли вплотную.

С самого начала эволюции человечества Ма­хатмы давали народам понятия о незыблемых Ко­смических Законах — Законах Бытия, сообразу­ясь с сознанием людей, с условиями времени и ме­ста. Великое Белое Братство Учителей периодически посылало в мир Своих Собратьев, воплоща­ющихся как Основатели Мировых Учений, чтобы давать каждый раз новый сдвиг сознанию челове­чества. «Великие Учителя во всех веках утвержда­ли силу мысли, дальние миры, явление непрерыв­ности жизни и тонкий мир. В Индии, в Китае, в Египте, в Иране, в Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова. И сейчас Мы должны повторять те же истины. Почти то же самое было утверждаемо пять тысячелетий тому назад».

«Зерно сложилось вчера, цветок образуется завтра. Самые передовые умы не отказываются питаться хлебом вчерашних зерен. Нужно на­учиться сочетать знание прошлого со стремлением к будущему. Как можно преуспеть, если огонь горит, но глаз обращен в темноту? Огонь Мудрости пусть осветит все сокровища накоплений. Расши­ряйте ваше уважение и к зерну и к плоду. Нужно положить конец ограниченности». «Ломать зна­мение разумной основы было бы неоправданно. Если зодчий видит прочность оснований, он поль­зуется им для нового здания. Нужна мировая эко­номия средств. Роскошь разрушения отошла на страницы истории. Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях. Нельзя разру­шить полезную основу и внести вредное смяте­ние».

Дни критиканства прошли, необходима поло­жительная работа. Миру была нужна критика, но только временная. Работа, которая будет действи­тельна на многие века, — это строительство и про­гресс, а не критика и уничтожение. Довольно кри­тики, довольно искания ошибок, теперь время для новостроения, для собирания и концентрации всех сил. Необходимо вернуться к Основам, с которы­ми все будут согласны. «Утеря понимания назна­чения своего отбросила людей от знания ответст­венности. Так теперь снова напоминаем об Осно­вах Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни».

В подготовлении современной мировой эво­люции выявлено Учение Великих Махатм Индии. Из приводимых ниже текстов видна сущность этого Учения. Они содержат сущность всех веро­ваний и познаний. В основе миросозерцания Ма­хатм Шамбалы лежит учение об эволюции, точ­нее, о трех эволюциях:

Эволюции Космической Материи;

Эволюции Природы, или ступеней Жизни;

Эволюции Человечества.

Постараемся передать возможно короче, как понимает эзотерическая философия природу чело­века и его место в мироздании, как она понимает Вселенную и цели и законы ее проявления.

*** ***

Законы эволюции материи

Беспредельность и вечность Космоса

Сокровенное Знание — Древняя Мудрость Махатм Шамбалы говорит: Вселенная беспре­дельна в необъятном пространстве космическом. Центр пространства — везде, а окружность его — нигде. Куда бы мы ни стремились — в любом направлении будет бездна. Допустив, что су­ществует какой-то предел пространства, сталки­ваемся с вопросом: что же находится за этим пре­делом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предель­ным. Космическое пространство никаких преде­лов не имеет — Космос простирается во все сто­роны беспредельно.

О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: существует во всем мире Великий Космический Закон аналогии: «Как на Земле, так и на Небе; внутреннее подобно внеш­нему; большое таково же, как и малое». Что же именно мы наблюдаем? Все, что существует в на­шем мире, имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи, чередование ле­та и зимы, как рождается, живет и умирает чело­век, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос — Макро­космос, — рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие — умирает.

Тот период времени, когда Космос существу­ет, на Востоке называется «Веком Брамы», или «Великой Манвантарой». Для выражения длительности этого невообразимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном ис­числении лет... И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время кажется не­скончаемым, все же оно ограничено — Вселенная не вечна.

Столько же времени продолжается «Великая Вечность Небытия», названная «Маха-Пралайей» — великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается без начала и конца чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.

В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров — и вечна в це­лом. Число Манвантар беспредельно — в миро­здании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который сущест­вует в наше время, — один из бесчисленных уже бывших и еще будущих проявленных Космосов.

Аналогия идет и дальше: как человек — от рождения до самой смерти — каждую ночь испытывает «малую смерть», засыпая от вечера до ут­ра — так же бывают и «Ночи» Вселенной, когда умирает только все живущее, а весь мир не исчеза­ет, но остается в «спящем» состоянии, и к началу «Дня» все снова оживает.

Этот период космического проявления Все­ленной, когда Космос «бодрствует», когда все су­щее живет, назван «Днем Брамы», или Малой Манвантарой. А в то время, когда Космос «спит», когда все во Вселенной «отдыхает», названо «Но­чью Брамы», или Малой Пралайей.

Сокровенное Знание говорит, что длитель­ность Дня Брамы — четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляет один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Косми­ческого Календаря!

Чередование периодов активности и пассивно­сти в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены миров можно видеть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в рит­ме дыхания, ему подвержены сон и бодрствова­ние, смена дня и ночи — так же как фазы луны и чередование зимы и лета в Природе.

Рождение, жизнь и смерть всего живого по­вторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном рит­ме. Человек и его планета Земля, солнечная систе­ма и Вселенная в целом — все в Космосе имеет пе­риоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.

Единство — единое начало (Абсолют)

Это Тайна из Тайн,

Сокровенное из Сокровенного.

Не понятое людьми,

Оно остается ясным.

Понятое людским разумом,

Оно теряет свою прозрачность.

Таков Закон.

«Зов»

 Что устанавливает длительность Циклов Пе­риодичности Вселенной? Что дает импульс по­вторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Ман­вантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха-Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытие, все же остается сущест­вовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Кос­мический Принцип, или Закон, который вызовет появление Вселенной, когда Маха-Пралайя за­кончится.

Эту главную Основу Бытия, эту Единую Не­рушимую Реальность, Единое Начало Сокровен­ное Знание полагает в основу мироздания. Этот Единый Элемент есть Начало всего, Беспричин­ная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого Существования — от Него происходит Все. Он беспределен и везде­сущ, он присутствует везде, во всей Беспредель­ности, в каждой точке пространства Космоса.

На Востоке самое высшее понятие не произно­симо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своем великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом «То», именно «Неизреченное». Зная, что Косми­ческая Жизнь в своем непроявленном аспекте пе­рестает быть доступной для человеческого разума, мудрецы Востока склонялись в безмолвии перед ее Непроявленным Первоисточником как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имен, ни определений.

И все же некоторые религиозно-философские системы Востока называют «То» Великим Неиз­вестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. «Парабраман» — это То, что ле­жит за Браманом, что находится по ту сторону проявленного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь че­ловеческого понимания, и поэтому никакие рас­суждения о Нем невозможны. Этот Вечный и Не­преложный Принцип считается Неизреченным и Непостижимым. Величие и красота Беспредель­ности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пре­делах Несказуемого.

Абсолют есть Беспредельность, и всякие суж­дения будут лишь ограничивать Его. Человечес­кими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умален. Всякая попытка постичь и оп­ределить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его. Поэтому Восток запретил всякие об­суждения Единого, сосредоточив всю силу позна­вания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Абсолют, Непознавае­мая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть — оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но пол­ное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.

Это Единое Начало, существуя от Вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При начале периода деятельности Ве­ликой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и кос­мические силы начинают вызывать Вселенную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит со­кращение Единого Начала — и Вселенная рас­творяется в Небытие.

«Дыхание» Непознаваемого есть принцип су­ществования всего Космоса. В одной древней кни­ге об этом сказано так: «Выдыхание Непознаваемого Начала рожда­ет Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно».

Двойственность — дух и материя

Основа мироздания — Единый Элемент, Аб­солют, или Парабраман, находясь в состоянии Ве­ликой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается космическая творческая деятель­ность, Единое становится двойственным: выявля­ются полюсы Духа и Материи, и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойствен­ность — в Духоматерию.

Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары проти­воположностей — из Духа и Материи, Мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно на­звать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Мате­рью Мира, или Единой Материей дает плод, дает Сына — Единую Вселенную.

О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Ак­тивного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое, Божественное Начало. Го­ризонталь — как пассивное, пластичное, воспри­нимающее Начало, как среда, в которой реализу­ется Божественный творческий замысел.

 В «Письмах Махатм» («Чаша Востока»), в которых выражена доктрина Востока и тем самым мировоззрение Агни Йоги, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать су­ществовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была сущест­вовать, ее материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы или эле­менты абсолютно неразрушимы».

Мы видим, как предельно четко формулирует­ся здесь бесконечность, неисчерпаемость, веч­ность и непреложность существования материи, ее неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью ее форм, свойств и состояний вы­двигается принцип абсолютности ее законов.

Указывая на то, что «в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи», что «мы об­ращаемся к высшим слоям или к грубейшим видам той же материи», Агни Йога провозглашает мате­риальность мира. «Вселенная в зримости и незри­мости своей являет нам лишь бесчисленные аспек­ты сияющей материи, от самого высокого до само­го низкого». Указывается, что «в основании всего сущего лежит светоносная материя» и что «чело­век — часть сознания высшей материи».

Материальность мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми неви­димыми видами материи, со всеми ее утонченны­ми, «глубинными» проявлениями. Это подтверж­дается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу и в Материю в ее незримости, как невидимый везде­сущий, всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь и которое При­рода выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать».

Сокровенное знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыс­лим без «сосуществования» с материей, без орга­нического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал: духа и материи в едином элементе — Духоматерии. Пример куска льда (плотная мате­рия), растворяющегося в воде (тонкая материя) и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.

Агни Йога считает, что «материя есть состоя­ние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух — «известное состояние материи», ее завершение. Где нет мате­рии, нет и жизни. Материя есть форма, и нет фор­мы, которая не служила бы выражением для жиз­ни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявле­ния Духа без Матери Мира — Великой Материи!

Дух существует лишь в материи, являясь ее двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и не­мыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в от­дельности, но их органическое взаимодействие.

При условии признания единого элемента Ду­хоматерии основой всего сущего вопрос о корен­ном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть нераз­решимым. Популярный пример с магнитом, кото­рый объединяет в себе два противоположных по­люса и в то же время не перестает быть одним предметом как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духоматерии.

Такова концепция синтеза «первичного» и вторичного» элементов в мировоззрении Восто­ка, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни Йоги. Подобно способности маг­нита при делении всегда сохранять два противопо­ложных полюса, Духоматерия во всех своих бес­численных дифференцированных состояниях и ви­дах так же сохраняет свое основное и вечное свой­ство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духоматерии.

Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует «неорганической материей» — так называемые минеральные ин­гредиенты — никогда не могли бы быть вызваны в формы. Так, следует признать, что в каждом ми­нерале пребывает такой дух. Агни Йога видит на­личие духа во всей живой и неживой природе. Яв­ление духа и материи нужно искать в каждом ут­верждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.

Материя включает в себя не только все непо­средственно наблюдаемые объекты и тела приро­ды, но и все те, которые в принципе могут быть по­знаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В мире может существовать и множество других, не известных еще нам видов материи с необычными специфическими свойства­ми. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельнос­ти в эволюции материи и особые — скорее, мыс­лимые, чем воспринимаемые физическими органа­ми чувств, — высокие состояния материи.

И ученые становятся перед проблемой беспре­дельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни Йоге дают­ся ценные указания об огненности, жизненности чистейшей материи.

«Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проник­новении одного слоя материи через другой, о по­сылках мысли через пространство, о понимании слова "материя". Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — материалис­ты — имеем право требовать уважения и познава­ния материи. Материя не навоз, но вещество, сия­ющее возможностями».

Агни Йога определенно говорит о возвраще­нии Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализ­ма являет особую подвижность, не минуя ни одно­го явления жизни. Нужно до такой степени обос­новать материализм, чтобы все научные достиже­ния современности могли войти в понятие матери­ализма одухотворенного».

Тройственность (Троица)

Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самим Собой; та вечная Темнота, из кото­рой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица.

Единый проявляется как Первое Бытие, Са­мосущий Господь, Корень всего. Слово Воля, или Могущество, более всего пригодно для выраже­ния этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и прояв­ления, и, пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле.

Затем следует второй аспект Единого — Лю­бовь. Воля вдохновляема Любовью. Когда аспек­ты Воли и Любви проявлены, третий аспект дол­жен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными — Мудрость, божественное Мышление в Действии.

Все три неразлучны, неразделимы, три аспек­та в Едином. Их функции можно для ясности мыс­лить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присут­ствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость также свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И, хотя употребля­ются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они со­браны и взаимно зависимы.

Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта истина имеет Жизненное значение по отношению к человеку и его эволю­ции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветятся внутренний рост человека и все ступени развития его жизни.

Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, существует также в трех не­раздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция или Сопротивление), Движение и Ритм — три основ­ные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассмат­риваются как проявление Силы Троицы. Устой­чивость, или Инерция, дает основу, опорную точ­ку для рычага; затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос; и тогда появляет­ся Ритм, который заставляет Материю вибриро­вать, делая ее способной слагаться в формы.

Повсеместно употреблявшийся символ Трой­ственности — Треугольник, вписанный в Круг, или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками, переплетенными между собой: Троица Духа — с вершиной, обращенной вверх, Троица Материи — с вершиной, обращенной вниз; а, когда треугольники окрашены, первый по­лучает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй — черную или темный оттенок иной окраски.

Множественность

(Логос и Космическая Иерархия)

Когда закончился период Космического Не­бытия, перед зарей новой великой Манвантары, из Неведомого и Непознаваемого Абсолюта, из Беспричинной Причины всего сущего первым к Бытию возникает Первопричина Космоса, Великая Божественная Сущность, именуемая Логос,

Это наименование, взятое из древнегреческой философии, означает Первое Слово, рождающее­ся из Безмолвия. Это Первый Звук, посредством которого зачинается Вселенная, это вибрация, или движение, Космической Энергии. Логос — это также первозданный Свет — Ур, ибо Свет есть движение Материи. Это Свет не физический, это Свет Разума. Этот Свет есть также Божествен­ная Мысль, дающая начало длиннейшему процес­су созидания Космоса. Так, Логос есть олицетво­рение Космического Разума.

Логос — Творческое Слово, то есть слово, не­сущее в себе Идею, следовательно, определенный Смысл, Цель и Законы Проявления, в нем заключенные, в которые Творец вкладывает свое Твор­чество, то есть «частицу себя». Это Творческое Слово положило основание проявлению Вселен­ной, поэтому Он может быть также назван Пер­вопричиной Космоса, И вся наша видимая и неви­димая Вселенная возникла «через Него».

В начале новой великой Манвантары возвра­щаются из Небытия Великие Существа, завер­шившие человеческую эволюцию в прошлой Манвантаре, на той или иной планете, в той или иной солнечной системе. Они называются Планетарными Духами, Создателями Миров. Они станут ближайшими сотрудниками Космического Разу­ма. Так проявленный Логос, начиная новую вели­кую Манвантару, руководит целой Иерархией сознательных Творческих Сил, Божественной Ие­рархией духовных разумных Существ. В этой Ие­рархии каждый Иерарх исполняет свою роль, свою задачу в строительстве Космоса и управляет им на всем протяжении существования Вселенной.

Таким образом, между высшей точкой нашей Вселенной, Святой Троицей, и человечеством су­ществует целая цепь из различных степеней и ие­рархий невидимых Существ; высочайшие из Них — это семь Духов Господних, семь Огней, или Пламеней. Каждый из Них — во главе об­ширных сонмов Разумных Существ, которые все разделяют Его природу и действуют под Его уп­равлением; они разделяются по степеням. Так, су­ществуют семь великих сонмов этих невидимых Существ, и Их Разум является Божественным Разумом в Природе.

Существует Великое Небесное Воинство, Ие­рархия Сил Света, различных степеней Боги, ко­торые создают миры и правят ими. Все эти Созда­тели миров были ранее людьми. Но обладающего человеческими свойствами единого антропомор­фического Бога, создателя неба и земли, всего ви­димого и невидимого — в мироздании не сущест­вует. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не остается отвлеченным и сольется со всем Бытием.

Символ Иерархии — это лестница, первые ступени которой — на Земле, а верхние скрыва­ются в беспредельных просторах Космоса. Все­ленная не строится и не живет самотеком, жизнь Космоса планируется и регулируется Иерархией, направляющей Вселенную по пути плановой эво­люции!

Прежде чем начать работу над строительст­вом Космоса, Логос создает проект всей системы, долженствующей проявиться Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создает «прообразы» всего, что будет, — прооб­разы всех форм и сил, всех эмоций, мыслей и инту­иции, и определяет, как и через какие стадии они должны осуществиться в эволюционной схеме Его системы. Таким образом, еще до возникновения Вселенной вся ее целостность заключается в Кос­мическом Разуме, существует в Нем как идея — все, что потом выливается в объективную жизнь в течение всего последующего процесса строитель­ства.

Проект всего, что будет происходить в буду­щей Вселенной, создается не произвольно, не по прихоти Логоса: все эти первообразы — плоды предшествовавшего Космоса. Создавая проект Вселенной для новой Манвантары, Логос вызы­вает эти идеи из Небытия, в которое они канули в начале кончившейся Пралайи. Все эти первообра­зы, вызванные к новому Бытию, будут посевом для будущего Космоса — лучшего и более совер­шенного по сравнению с предыдущим. В этом ос­нова Эволюции.

Среди многочисленной Иерархии Творческих Сил, подчиненных Логосу, находятся обширные сонмы Строителей, которые будут строить все формы по этим первообразам — идеям, пребыва­ющим в сокровище Логоса, в Космическом Разу­ме. Эти Строители созидают или, вернее, воссозда­ют каждую «Систему» после Великого Периода Небытия. Логос же является «Творцом» Вселен­ной в том смысле, в каком говорится о Зодчем как о Творце здания, хотя он никогда не дотронулся ни до одного камня его, но, начертав план, предоста­вил всю ручную работу каменщикам.

Каждое материальное образование в нашем мире имеет своего создателя. А как на Земле — так и на Небе. В Космосе все закономерно. Каж­дое явление имеет свою причину. Закон причин и последствий — ведущий космический закон. Все в проявленном Космосе имеет своих Созидателей, и все энергии Природы во всей Вселенной работа­ют и действуют под руководством разумных Строителей.

Над созиданием Космоса трудятся сонмы ра­зумных Существ — от Великих Божественных Зодчих до рядовых каменщиков. Вселенная после Пралайи строится очень медленно, в течение мно­гих миллиардов лет. Кто может вычислить, сколь­ко эонов потребовалось на оформление одной только нашей крошечной Земли? Не растянется ли это «Творение», это строительство на сотни миллионов лет только для нашей планеты?

Борьба Светлых сил с темными

Как человек не есть высшая ступень в цепи живых существ, так и Земля — не высшая обитае­мая планета в солнечной системе, Существуют в ней планеты и высшей ступени — сверхчеловечес­кие. Так, на Венере продолжают свою высшую эволюцию Существа, бывшие людьми в предыду­щих Манвантарах (Циклах) на других мирах.

Можно сказать поэтому, что «люди» планеты Ве­нера — все Махатмы!

Будучи Махатмами, обитатели Венеры не нуждаются в плотных телах, как это необходимо для жителей Земли, для человеческой эволюции. Махатмы Венеры живут на своей планете в тонких (астральных) телах, для которых не имеют ника­кого значения атмосферные условия планеты.

И вот примерно восемнадцать миллионов лет тому назад, на заре зарождения физического чело­вечества (коренная Раса Лемурийцев), с Венеры на Землю пришли семеро Великих Существ — Се­меро Кумар. Легенды называют этих Светлых Су­ществ «Сынами Огня» — благодаря Их сверкаю­щему виду, а также «Сынами Разума». Кроме то­го, Их называют «Великими Белыми Братьями».

Итак, первые Махатмы на нашу планету при­шли с соседней — Венеры. Они пришли в телах из тонкой, «сверхфизической» материи. Но Они мо­гут воплощаться и в плотной, когда это требуется в Их работе, и тогда по внешнему виду Они ничем не отличаются от людей. На протяжении времен Братство Махатм постепенно пополнялось людь­ми нашей планеты, завершившими человеческую эволюцию.

Великое Белое Братство Махатм пришло тог­да на планету Земля, имея целью руководить на ней эволюцией младенческого человечества. Ве­ликие Белые Братья поселились надолго на нашей планете как Божественные Учителя, Наставники и Вожди человечества. Когда на заре нашей жиз­ни нужно было дать какому-либо народу первые начала общины и государственности, первые ос­новы знания, то один из членов этого Братства во­площался в том народе как предводитель племени или правитель, как жрец или пророк, который ор­ганизовывал народ и закладывал основы цивили­зации.

Один из этих Иерархов носил имя Люцифер, что значит Светодатель. Он также вначале участ­вовал в развитии сознания человека, помогал мла­денческому человечеству, как и другие Собратья. Но Люцифер не был Высшим среди своих Вели­ких Собратьев. И, когда ему пришлось облечься в плотные земные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте — сорвался и пал. Когда Лю­цифер достиг сознания своей неограниченной мо­щи, когда он овладел многими космическими тайнами и силами, когда он увидел невежественность масс, окружающих его, — тогда нужна была ог­ромная сила сердца, чтобы удержаться от многих соблазнов, и прежде всего — от гордыни духа.

А Люцифер не обладал всеми божественными совершенствами, он не смог побороть в себе чело­веческого чувства гордыни, а также ревности к другим светлым Иерархам, с которыми он при­шел. Низшее естество в нем взяло перевес над бо­жественным — и он возревновал и начал борьбу против Великих Собратьев. Так с течением време­ни совершилось восстание Люцифера, так произо­шел отход его от пути Света, произошло падение во тьму.

В чем же было отступничество и предательст­во Люцифера? Вся многообразная жизнь Космо­са, с его стройным порядком, с его эволюцией осуществляется при помощи Космической Иерархии. Множество Иерархов различных степеней власти и могущества принимают деятельное участие в управлении необъятным Космосом. Люцифер, буду­чи одним из Братьев Великого Белого Братства, которое руководит эволюцией человечества нашей планеты, а Само подчиняется Космической Ие­рархии — Иерархии Солнца, порвал связь с Космической Иерархией и восстал против Нее и Ее представителей на Земле — Великого Белого Братства.

Он нарушил принцип коллективного води­тельства Братства, а также великий закон Иерар­хического Начала в Космосе, чтобы не иметь над собой никакой власти, никакой ответственности перед Космической Иерархией, и не делиться ни с кем властью, а стать полным и единственным вла­стелином Земли.

Эволюция одной планеты возможна только в сотрудничестве с другими планетами, с другими дальними мирами и системами. Люцифер же не пожелал сотрудничать с другими мирами, с Кос­мосом. Так он затруднил эволюцию всех ступеней жизни на нашей планете. Конечно, все это задер­жало развитие земного человечества.

По космическому закону, когда человечество нашей планеты закончит эволюцию на Земле — тогда оно должно будет оставить Землю и должно будет перейти на следующую, другую планету, предназначенную Космической Иерархией для дальнейшей эволюции. Люцифер же захотел ос­таться в пределах только нашей планеты и также задержать все человечество на этой самой планете, чтобы оно никуда не ушло, закончив свою эво­люцию, а осталось здесь служить ему, став его ра­бами, прервав свою эволюцию. Так он сделал Землю большой тюрьмой, а людей — узниками.

Восстание Люцифера и проведение им плана обособления Земли вызвало сопротивление Вели­кого Белого Братства — Оно оказало противо­действие Люциферу и выправляло курс корабля планеты.

За долгое время своего отступничества и борь­бы с Иерархией Люцифер завербовал много сторонников — так называемых «темных». Эти силы тьмы образуют стройную дисциплинированную организацию, называемую «сатанистами», или «черной ложей». Их центрами являются наиболее крупные города, главный же центр находится в Нью-Йорке.

Указания о существовании врагов Света — воинствующих сил тьмы — содержатся во всех без исключения религиозных учениях. Но Сатане и его приспешникам для темных дел много выгод­нее, чтобы люди думали, что ни Сатаны, ни тем­ных не существует. И, в конце концов, им этого удалось достичь полностью: в наше время науки и техники всякая вера в существование Сатаны и темных сил рассматривается как показатель отста­лости суеверного народа. И из-за того, что суще­ствование Сатаны и темных оспаривалось — они приобрели огромную власть над современным че­ловечеством. Ведь когда люди во что-то не верят или что-то отрицают, то они совсем перестают этого остерегаться и защищаться, и так они тем легче попадают в тенета приспешников тьмы.

Главная масса сил тьмы — в незримом психи­ческом (астральном) мире. Для овладения умами и волей земного человечества силы тьмы нужда­ются в сотрудничестве представителей мира физи­ческого. Но, чтобы не быть опознанными, темные силы всех степеней общаются с людьми, как пра­вило, через «нейтральных» посредников. Пред­ставитель сил тьмы выбирает себе таких посред­ников, которые возбудили бы наименьшее подо­зрение. Так, при общении темной силы с челове­ком участвует не менее трех посредников. Не чер­неньких видите, но сереньких и почти беленьких!

Главным союзником сил темных является неве­жество людей. Черная ложа действует главным об­разом невежественными массами, и лучшие их служители вербуются из слабых умов. Если на низких ступенях сознания человек может быть пойман в сети темных лишь самыми низкими свойствами своей природы как пьянство, зависть, корыстолю­бие, чревоугодие и подобные, то на более высших ступенях сознания его ловят на тщеславии, на само­мнении, на гордости, на утверждении своей непо­грешимости... Темные очень любят большие интел­лекты, которые развились за счет сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать.

* * *

Дети Мои, вы не замечаете,

какая битва идет вокруг вас.

Темные силы тайно и явно сражаются.

«Зов».

Великие Белые Братья все время ведут упор­ную борьбу с Сатаною и силами тьмы. В переживаемое нами время эта борьба достигла небывало­го напряжения и небывалых размеров. В первой половине нашего столетия в Психическом (Аст­ральном) Мире началась последняя Великая Бит­ва, решающая участь нашей планеты. Сроки этой Битвы указаны в вычислениях египетских и индийских. В еврейских писаниях эта Битва названа Армагеддоном — в память страшной битвы, про­исшедшей при городе Хар-Мегиддо, во время ко­торой были совершенно уничтожены хананиты.

Во дни грозной Битвы вся Иерархия собрана в Единой Твердыне, и все Светлые Силы — все Братство — направлены сейчас на отражение не­престанных нападений и страшных ухищрений черного братства. В Бою за спасение человечест­ва — самые большие Силы Света; в нем приняли участие даже Силы всей солнечной системы!

Главные Силы Иерархии сейчас идут на ги­гантскую битву с темными разрушительными си­лами здесь и в Психическом Мире, на удержание столкновений народов до определенного срока и на подавление подземного огня, грозящего плане­те взрывом. Главная забота — отстоять планету от преждевременного взрыва.

Устрашающие столкновения Психического Мира отражаются здесь, на Земле, расстройст­вом жизни, осложнениями, катастрофами и бедст­виями. Границы между сражающимися извилис­ты, как между добром и злом. Явление Армагед­дона нужно понимать не только в виде общепри­нятой войны, но и по событиям всей жизни. Сражение — в почтовом ящике, в улыбке ухищренной лжи, в задержке Света. Битва гораздо драматич­нее, нежели обыватели ее понимают. В Битве Кос­мической будут решены многие великие задания, которые дадут крутые повороты в истории и ут­вердят новые принципы.

Вот что сами Махатмы говорят о происходя­щем Армагеддоне:

«В Космическом Бою утвердим ту основу, на которой держится Бытие.

В Космическом Бою Мы отстаиваем Великие Законы.

В Космическом Бою явим то, чем строится жизнь будущего.

В Космическом Бою утверждается принцип Нового Мира.

Приближается Великая Эпоха — как же не побороть зло!»

Когда вокруг Света группируются светлые и вокруг тьмы — черные, когда напряжены косми­ческие силы, не может быть отступления. Если борьба неумолима, то и победа будет решительна. Будем помнить, что общими силами зло будет по­беждено.

* * *

Та мировая битва поглощает все существа, но немногие понимают значение происходящего. Не­обходимо уяснить себе грозность переживаемого момента. Необходимо проникнуться серьезнос­тью и опасностью времени, ибо истинно ужасна Битва между мирами Света и тьмы. Нужно по­нять и осознать, насколько это время необычно. Нужно помнить, как Силы Света неустанно пора­жают тьму. Нужно всегда помнить о протекаю­щей Битве.

Когда решается участь планеты, то силы рас­положены по полюсам Света и тьмы. Так весь мир разделился на белых и черных. Среди Битвы чело­вечество не может избрать срединного пути, ибо только Свет и тьма являются противоположением, ибо только Свет и тьма будут оспаривать победу. Потому нужно всем импульсом искать Света про­тив тьмы.

Происходящая Битва требует распознавания путей Света и тьмы. Надо осознать силы, движу­щие действиями каждого явления. Бесчеловечная жестокость, крайняя нетерпимость, насилие — вот явные признаки слуг тьмы. Тьма всегда чер­нит все Светлое, сеет вражду и разъединение, разрушает светлые начинания, подвергает осмеянию и поруганию. Так можно распознавать темных. Если человек или организация вносят разъедине­ние, сеют рознь, вызывают вражду, разжигают ненависть, — это сотрудники тьмы.

Следует разумно относиться к существованию злых, темных сил, враждебных всему, что в чело­веке есть высокого и светлого. Нужно развивать противодействие злу, противнику прогресса. Долг каждого — всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло. Противление злу есть необходимое условие эволюции. Если хочешь добра, будь готов поразить зло, — говорит изречение. Приближаю­щиеся сроки заставят всех участвовать в Армагед­доне. Все в нем повинны, и потому никто не может уклониться.

Создание космической материи

(Планов, или Миров)

После только что завершившейся Маха-Пралайи, на заре новой великой Манвантары прост­ранство не обладает еще никакой субстанцией, сколько-нибудь похожей на видимую или невиди­мую материю, какая имеется в настоящее время. Существует лишь Прекосмическая Субстанция — непроявленная девственная Пра-Материя — «Мула-Пракрити», что означает в восточ­ной философии Корень Материи. Будучи аспек­том Парабрамана, Мула-Пракрити вечна: в со­кровенной форме она существует и во время Маха-Пралайи. Все в себе вмещающая, все в себе за­рождающая, Мула-Пракрити есть Великая Ма­терь Мира.

Прекосмическая Пракрити есть «растворен­ная» материя — невообразимо разреженная тон­кая субстанция. Из этого «безатомного» аморф­ного вещества создаются все виды Космической материи — от тончайшего до наиболее грубого. Сотворением материалов, из которых затем будет строиться Космос, начинается первый великий этап деятельности Логоса и руководимой Им Ие­рархии Строителей.

Это творение начинается созданием первич­ных атомов. Энергия Логоса, называемая Фохатом, вихревым движением невообразимой быст­роты внутри Прекосмической субстанции создает «вихри жизни». Облеченные в тончайшую обо­лочку из Прекосмической Субстанции, эти вих­ри-атомы заполнены энергией Логоса.

Так атомная энергия Логоса создает первич­ные атомы — атомы первого, самого тонкого со­стояния Космической материи. Затем энергия Логоса строит атомы второго состояния, вокруг некоторых первичных атомов образуя спиральные вихри из грубейших комбинаций первого состоя­ния Космической материи. Атомы всех следую­щих состояний Духо-Материи создаются анало­гично атомам второго состояния.

Подобно тому, как пар, вода и лед являются тремя состояниями одного и того же вещества на­шего физического мира, так же существуют семь состояний Космической Духо-Материи, семь сте­пеней тонкости ее. Из них только седьмое состоя­ние — самое низкое, самое грубое — видимо фи­зическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть высших состояний нам, воплощен­ным жителям Земли, не видимы и нашим физиче­ским чувствам не доступны.

Каждое из семи состояний Космической Ду­хо-Материи образует свою особую Космическую Сферу — свой особый План, или Мир. Все Кос­мические Планы находятся в том же пространст­ве, они разнятся между собою лишь тонкостью ви­браций. В каждом Плане воспринимается лишь та Духо-Материя, в основе всех комбинаций кото­рой лежат определенного вида атомы.

Высочайший, или первый, План называется Миром Божественным. Его Духо-Материю об­разуют первичные атомы и их комбинации. Вто­рой План называется Миром Монадическим — его образуют атомы второго состояния Духо-Ма­терии. Об этих двух наивысших Космических Планах говорится как о недоступных нашему те­перешнему пониманию, поэтому о них нам ничего теперь и неизвестно.

Кое-что известно о следующих двух Пла­нах — третьем, называемом Миром Духа (Атмическим), или миром Нирваны, и четвертом, на­званном Миром Блаженства (Буддхическим), или Миром Интуиции.

Значительно больше известно о пятом и шес­том Планах — это уже Планы, или Сферы, до­ступные современному человеку. Пятый называ­ется Миром Огненным, или Миром Ментальным (Миром Мысли), а шестой — Миром Тонким, или Миром Астральным (Миром Чувств). Уже сами названия показывают, что они являются «че­ловеческими». О них будет рассказано ниже. По­следний же, седьмой, План называется Миром Плотным — это наш физический мир, в котором мы сейчас живем.

Так в материи, в атомах проявляется жизнь, или сознание, Логоса — как род энергии, род виб­рации: все зиждется на вибрациях. Весь Космос состоит из вибраций истекающей Божественной Жизни. Ее вибрации облекаются в основные фор­мы материи, из этих форм развивается все много­образие Космоса.

Закон эволюции природы (жизни)

Когда завершена первая великая Космическая Волна, когда закончен процесс созидания Косми­ческой Материи, а также процесс формирования планет для жизни на них, происходивший в тече­ние бесконечных веков, тогда Логос приступает ко второму этапу деятельности: он начинает вторую великую Космическую Волну — Эволюцию Жизни.

Жизнь — это проявление божественной энер­гии Космического Разума. Эта сила начинает строить различные Формы из ранее созданной Космической материи, из всевозможных комби­наций всех ее видов и всех Планов. Энергия Лого­са соединяет на некоторое время химические элементы, образуя из них формы — минералы, жи­вые организмы. Энергия Логоса есть та образую­щая энергия внутри всех форм, которую наука ус­матривает, но не знает, откуда она идет. Она действует во всех Формах, делая их все более совер­шенными выразителями Жизни в них.

Каждая Форма существует только до тех пор, пока Жизнь удерживает материю в этой Форме. Так возникают явления рождения и роста, увяда­ния и смерти. Организм рождается, потому что Жизнь должна совершить определенную работу в нем. Он растет по мере того, как эта работа идет к завершению. Он проявляет признаки упадка, ког­да Космический Разум медленно извлекает Жизнь из него, ибо эта Жизнь выросла настолько, насколько было возможно в данной Форме. А когда граница возможности для дальнейшего рос­та Формы достигнута и ничего более не может быть выявлено через нее душою этой Формы, той божественной частицей, которою Логос осеняет Форму, тогда Он извлекает из нее свою энергию, и Форма разрушается.

Мы называем это смертью и гибелью. Но вме­сте с Его энергией удаляется и душа покинутой Формы. То, что нам представляется смертью организма, есть не что иное, как удаление из него Жизни. В течение некоторого времени эта Жизнь будет существовать вне низших видов материи, в соединении со сверхфизическими, более тонкими, ее видами. Для этой души Логос строит новую Форму, и смерть старой означает переход души в большую полноту Жизни, в более совершенную форму, чтобы могли раскрыться еще не проявлен­ные, скрыто живущие в ней силы.

Когда Жизнь покидает организм, и он умирает, опыт, добытый Жизнью при его посредстве, со­храняется. Этот опыт, в виде новых навыков, пе­реплавляется в новые созидательные способности. Эти способности обнаружатся потом, при после­дующих усилиях Жизни создать новый организм.

Жизнь, которая оживотворяла растение и по­буждала его реагировать на воздействие окружа­ющего, не погибает, когда растение умирает. Ког­да роза вянет, из ее материи ничто не пропадает: каждая частица ее продолжает существовать, ибо материя не может уничтожаться. То же происхо­дит и с Жизнью, создающей розу из материи — эта Жизнь также не пропадает, а только временно отступает, чтобы затем вновь появиться и постро­ить новую розу. Опыт, который Жизнь приобрела в первой розе относительно лучей солнца, бурь и борьбы за существование — этот опыт использу­ется ею для построения другой розы. Новая роза будет лучше приспособлена для жизни и для рас­пространения своего вида.

Со смертью Формы Жизнь удаляется в свою сверхфизическую среду, сохраняя в виде новых способностей творчества те результаты опыта, че­рез который она прошла. Формы, которые возни­кают и погибают одна за другой, представляют со­бой как бы двери, через которые Жизнь то проявляется, то исчезает со сцены. Ни одна доля опыта не теряется, так же как не теряется ни единая час­тица материи.

Сверх того, эта Жизнь эволюционирует, и ее эволюция происходит посредством Форм. Жизнь подлежит эволюции — это значит, что она стано­вится все более сложной в своих проявлениях. По­ка она сохраняет соединения элементов в виде ор­ганизма, сама она усложняется благодаря опыту, который она приобретает через свой проводник.

Как существует эволюция формы, эволюция строения тел, так же существует эволюция и Жиз­ни-Сознания, ее неустанного роста на всех ступе­нях Космоса, начиная от минерала и кончая Логосом мировой системы. Ибо в каждой Форме таит­ся Жизнь, которая не исчезает, но развивается пу­тем перевоплощения во многих Формах.

Жизнь, по мере развития в Физическом пла­не, образует последовательно три Царства При­роды: минеральное, растительное и животное.

Под руководством Космического Разума прежде всего появляется минеральное царство. Работа Жизни сперва происходит через посредст­во физических форм. Для нашего глаза минерал неподвижен и безжизнен, но в этой кажущейся безжизненной материи все время работает Логос: в минералах идет работа Жизни, хотя и стеснен­ная, замкнутая, сдавленная. Жизнь в минерале — это та ступень развивающейся Энергии, которая строит кристаллы различных геометрических на­чертаний. Материя кристаллизуется, следуя зако­нам ритма и красоты — с каким совершенством выполняются геометрические рисунки! В мине­ральном царстве Космический Разум, думающий «числами», строит Формы образцового порядка, ритма и красоты. Мир кристаллов является отражением Его геометрических законов, которые чувствует художник и понимает математик.

Следующее великое царство Жизни — расти­тельное. В этой стадии вещества земли становятся белочками для такой Жизни, которую могут ви­деть наши глаза. Если в минеральном царстве была достигнута устойчивость формы, то в растительном царстве вырабатывается пластичность, которая присоединяется к устойчивости.

Для того чтобы получилось следующее царство — животное, в сознании растительного царства потребовался новый импульс — стремление к подвижности формы. Сознание прикрепленной к од­ному месту формы Жизни возжаждало способно­сти передвигаться с места на место. Эта способ­ность полностью осуществляется в животном царстве.

Как отдельный организм — лишь единица в обширной группе, так и Жизнь, скрытая внутри организма растения и животного, — только часть общей групповой Жизни, «групповой души». Эта душа есть неиссякаемый источник всех жизнен­ных сил, достигающих сложности по мере своей эволюции. Каждый вид, каждая порода, каждая семья царства имеют свои отделы в общей групповой душе. Единица Жизни, возвращаясь после смерти в душу своего отдела, вносит туда весь приобретенный ею опыт, которым все единицы Жизни этого вида пользуются для своих последу­ющих воплощений.

Последовательные появления отдельных сту­пеней Жизни требуют огромных периодов време­ни; но в каждый период эволюционная работа де­лается по предначертанному плану. Каждый вид Формы и Жизни (Сознания) появляется в эволю­ции только в определенное для него время.

На всех ступенях Жизни Космический Разум и Его Сотрудники работают, имея перед собой План Эволюции Жизни, проникая во все процес­сы и детали проведения этого Плана. Существует сокровенная сторона Природы, которая составля­ет ее жизненную, ее сознательную сторону, вер­нее, Разум в Природе. Невидимые Разумные Си­лы управляют Природой.

В строительстве форм принимают участие сот­ни Строителей и Духов Природы — духов огня и воздуха, воды и земли. Мириады великих и малых строителей вечно работают, строя клеточки, фор­мируя органы, лепя и раскрашивая цветы, выбирая из имеющихся в их распоряжении «факторов» то, что наиболее пригодно для выделки той особой формы, модель которой поставлена перед ними Девой» — Иерархом, заведующим этим отделом. Природа — мастерская, до того обширная и полная чудес, что воображение поражается, ослепленное при виде ее многообразного творчества.

Куда ни взглянем на деятельность строителей природы, везде раскроется очаровательный гео­метрический рисунок. Эти рисунки говорят о порядке, ритме и красоте, отражающих План Вели­кого Космического Разума. Порядок, ритм и кра­сота находимы во всей Природе: и в геометрии кристаллов, и в великолепии цветов, и в грации ли­ний, членов, движений животных, как и в сложно­сти ритма, не поддающегося анализу.

Глубокою мудростью пронизано и строение тела человека. Этой великой мудростью прониза­на жизнь планеты со всеми ее обитателями. При­рода полна жизни, гармонии и единения. В ней все взаимосвязано, все переливается друг в друга и за­висит от жизни и развития друг друга. Закон жиз­ни и Единения — такой Замысел Творчества включен в Природу.

Космический Разум наделил частью своего разума все существующее. Разумом или способностью мыслить обладает все: и минералы, болез­ненно реагирующие на некоторые кислоты, и не­приемлемые соединения, и зерно, растущее лишь кверху, и цветок, распускающий свои лепестки лишь при свете солнца, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов.

Хотя людям известен химический состав зер­на и они могут создать его искусственным обра­зом, все же из искусственного зерна никакого рас­тения произрасти не может, ибо в нем будет отсут­ствовать то высшее начало, которое Космическим Разумом вложено в естественное зерно как жиз­ненный импульс, что и заставляет его в определен­ное время при определенных условиях давать жизнь определенному растению.

Космический процесс творения Материи, Природы и Человечества можно изобразить следующей схемой:

Первую эволюционную Волну — создание Космической Материи — можно назвать образо­ванием строительных материалов.

Вторая эволюционная Волна — создание сту­пеней Природы (Жизни) — подобна построению дома из ранее созданных материалов.

Третью эволюционную Волну — сотворение Человечества — можно сравнить с ростом обитателя построенного дома.

К этому можно добавить, что в Природе про­исходит эволюция Формы (тела) и Жизни (ду­ши), а в Человечестве — эволюция Самосознания (духа).

*** ***