Законы эволюции человечества

Монада — Индивидуальность — личность

Когда завершено построение животной груп­повой души, тогда из животного царства выделя­ются высшие животные, начинающие выказывать способность к индивидуализации. Тогда начина­ется действие Третьей Великой Космической Волны: Логос посылает частицы самого себя — Монады, которые будут основами человеческих индивидуальностей.

Человеческие существа уже не будут одушев­ляться групповой душой, но будут иметь особые, индивидуальные жизни. Приобретаемый ими из жизни в жизнь опыт не будет распространяем ав­томатически на всех, а сохраняем для себя, если только они не захотят делиться им по собственно­му желанию. Появление нового царства — чело­веческого — обусловлено той же вечной неудов­летворенностью и вечным стремлением низшего сознания к высшему достижению и лучшим воз­можностям.

На протяжении всей Манвантары каждая Монада является основой человека — его высо­чайшей сущностью, его «звездой», его «анге­лом-хранителем». Будучи частицей Абсолюта, она тоже непостижима нашему уму. Известно лишь, что Монада являет собою « Троицу», т. е. состоит из трех «ликов», пребывающих на «небе­сах» — на трех самых высоких Космических Пла­нах — в Мире Божественном, в Мире Монадическом и в Мире Нирваны — Атмическом. Монада нерушима, неизменна и вечна на весь цикл Бы­тия — Манвантару. В конце Цикла она возвра­щается в Лоно Абсолюта и вливается в Него.

Продолжением человеческой Монады на сле­дующих Космических Планах является «Индиви­дуальность» — отражение Монадической Трои­цы. Каждый из трех ликов или аспектов Индиви­дуальности является также отражением и образом одного из трех Лиц Божественной Троицы.

Пер­вый аспект — Воля — на Востоке называется Атма. Она пребывает в низшей части Плана Атмического — Мира Нирваны.

Второй аспект — Любовь — называется на Востоке Буддхи. Это то, что может быть названо сердцем» человека — способность любить, спо­собность прозрения, способность проникать в сущность вещей путем мгновенного озарения — интуиции, или «чувствознания». Буддхи пребыва­ет на Плане буддхическом — в Мире Интуиции.

Третий аспект — Мудрость — называется Манас (Мыслитель). Это есть сознание (высшее) человека, самоосознание его, высший разум, ум абстрактного мышления, «ум идей». В нем оста­ются «запечатанными» все воспоминания прошлого. Это есть нетленная сокровищница всех приобретенных результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. Все однаж­ды приобретенные качества, умственные и нравственные, хранятся в ней — иначе они не могли бы возрастать. Манас пребывает в высшей части Плана Ментального, в Мире Огненном.

Если Монаду можно назвать «Ангелом» челове­ка, то совокупность этих трех аспектов (Воли, Люб­ви, Мудрости) — Индивидуальность — является настоящим человеком, вернее, его высшим «Я».

Как сказано, Индивидуальность пребывает на Высших Космических Планах. Для проявления на низших — Мысленном (Ментальном), Тонком (Астральном), Плотном (Физическом), для во­площения на них человек нуждается в телах, построенных из Материи тех Планов (Миров). Сово­купность всех этих тел («проводников») называ­ется «личностью». Она создается для каждого воплощения и является смертной. Таким образом, воплощенный человек состоит из двух частей — бессмертной Индивидуальности и смертной лич­ности. Как Индивидуальность создает себе тела личности?

Когда пришло время воплощаться, человек (Индивидуальность) спускается из Мира Огнен­ного в низшую часть этого Плана — в Мир Мыс­ленный. Здесь он излучает некоторую часть своей энергии в вибрациях, которые привлекают к нему

материю этого Мира; из этой материи он строит (при помощи «строителей») тело ментальное, «тело мысли» — проводник, или носитель, мышле­ния: конкретный ум, интеллект, создающий кон­кретные мысли. Посредством этого тела он будет думать в будущем воплощении.

Затем вместе с ментальным телом человек спускается в Мир Тонкий (Астральный). Его энергии, продолжающие стремиться наружу, со­бирают вокруг него материю Гонкого Мира. Из этой материи таким же образом строится «тело тонкое» (астральное) — носитель, или провод­ник, чувств, желаний, страстей. Посредством это­го тела он будет чувствовать, желать.

Далее таким же образом из эфирной материи, т. е. из энергии световой, электромагнитной, теп­ловой и жизненной, человек строит «эфирное те­ло». Оно будет как бы эталоном его будущего фи­зического тела, которое, развиваясь согласно ему, наконец, вырастет в точную копию его.

Когда все эти тела, кроме физического, созда­ны, тогда наступает время физического рождения человека — создания плотного (физического) те­ла, тела действий, которое будет проводником для жизни в физическом мире. Физическое тело человек получает от своих родителей. Они передают ему лишь физическую наследственность — осо­бенности той расы и нации, в которой он рождает­ся. Это — единственное наследие, получаемое им от родителей. Все остальное в новую жизнь он приносит собственное. Умственные и нравствен­ные качества от родителей не передаются.

В религиях Индивидуальность упрощенно на­зывается «Духом», ментальное и астральное те­ла — «душой», а эфирное и физическое тела — «телом», или «плотью». Такое упрощенное под­разделение вызвало в жизни обычай в памятный день обмениваться красными яйцами. Этот древ­ний символ напоминает, что такое человек: скор­лупа, как явление преходящее — аналогия плот­ного тела; белок — уже пища, хотя и не надолго: это смертная душа; огненный желток — непреходящий Дух, Индивидуальность. Такой же символ представляет плод вишни или сливы: сперва обо­лочка, которая не имеет никакой ценности, затем мякоть преходящая, но питающая, и, наконец, зерно, которое может сохраниться на вечность. Тонка оболочка, уже существеннее мякоть, и мощно зерно.

Индивидуальность также можно сравнить с источником света, обернутым несколькими слоя­ми бумаги — телами личности. Чем сильнее лам­па, тем больше через бумагу она излучает света. И чем более развита Индивидуальность, тем светлее излучения, которые пробиваются через все тела ее, — они называются аурой. Величие, свет и цвет ее зависят от духовного развития чело­века: чем выше, тем аура больше и богаче.

Невидимые излучения ауры видимы некото­рыми людьми, которые называются ясновидящи­ми, сенситивами (экстрасенсами). Их глазу аура человека неразвитого представляется серой, бес­цветной или состоящей из грубых густых, темных красок, которыми выражаются его грубые страс­ти, эмоции. Аура человека духовно развитого — чистая и ясная, она блещет всеми оттенками света и всеми цветами радуги.

Каждая мысль человека, каждое его желание и эмоция отражаются в его ауре игрой цветовых и световых оттенков. Все наши достижения и паде­ния запечатлеваются в ауре, которая есть безоши­бочный показатель нашей внутренней сути, наше­го духовного преуспеяния или падения, и которая поэтому есть наш самый точный паспорт. Те, кто может видеть нашу ауру, видят нашу душу, чита­ют наши мысли и чувства как в открытой книге.

Диаграмма изображает семь Сфер, или Пла­нов, Космической материи, на которых протекает жизнь Вселенной и которые служат ареной прояв­ления: Бога (1 и 2), Иерарха (3 и 4) и человека (5, 6 и 7) во время его земной жизни и после смерти его тел. «Я» человека находится на Высших трех сферах как определенная человеческая монада, со­стоящая из трех начал, рассматриваемых как еди­ное — истинный субъект в человеке, свидетель всех переживаемых им изменений. Планы Все­ленной и элементы человека не следует представ­лять себе один над другим, но взаимно проникаю­щими. Все эти начала проникают одно в другое, из чего следует, что человек живет одновременно во всех различных Сферах, или Планах, Вселенной, которые соответствуют его различным началам (элементам).

Некоторые философы дали человеку название «микрокосма», или Вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как че­ловек содержит в себе физическую материю мине­рального царства, жизненную силу — раститель­ного, способность чувствовать и желать — животного, простой интеллект смертного человека и высший разум бессмертного. Кроме того, троица Духа (Манас, Буддхи и Атма) соответствует об­ласти Ангелов и Иерархов и, наконец, Монада со­ответствует Началу Совершенному — Богу. Вот почему изучение человека открывает путь к изуче­нию Космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах и различных фазах сущест­вования, мы узнаем также Сферы Вселенной, ко­торым соответствуют все виды человеческой природы.

Жизнь человека от смерти тела до нового рождения

Из древности дошло до нас изречение: «сон подобен смерти». Да, засыпая, человек умирает «малой смертью», после которой «воскресает», просыпаясь. На время сна человек покидает свое тело временно на несколько часов, но затем возвращается. А умирая, покидает его совсем и на­всегда, чтобы, как изношенное старое платье, больше не надевать. Отбрасывая его, человек тем самым лишается возможности жить в этом мире, который перестает для него существовать.

Составные части человека и их место в Космических Мирах (Планах)

 

 

  1. Мир Божественный
  2. Мир Монадический

 

                                   Монада

 

 

  1. Мир Нирваны

      (Атмический

 

           

 

                                   Индивидуальность

 
  1. Мир Блаженства

      (Буддхический)

 
  1. Мир Огненный

       (Ментальный)

 

     Личность

 
  1. Мир Тонкий

       (Астральный)

 
  1. Мир Плотный

       (Физический)

 

 

Функции Индивидуальности (Духа) и личности (души и тела)

 

Индивидуальность

бессмертная,

вечная

 

 

 

Дух

Атма

Воля

 

 

 

Буддхи

Любовь

Сердце

Высшее

Сверхсознание,

Интуиция

Высокие

эмоции

Манас

Мудрость

Ум Высший

Сознание Всышее

Мысли абстрактные (философские)

 

 

Личность

смертная,

преходящая

 

Душа

 

 

 

Тело

Тело

мент.

Интеллект, рассудок

Ум низший

Сознание низшее

Мысли конкретные (житейские)

Тело астр. (тонк.)

Чувства, желания, страсти

«Сердце низшее»

Подсознание, инстинкт

Низкие эмоции

Тело физ.

(плотн.)

 

 

 

Действия, поступки

 

В момент ухода из сего мира человек обозрева­ет всю свою земную жизнь. В эти секунды перед ним развертывается панорама всей его жизни. Из всех забытых углов и закоулков выступает карти­на за картиной, одно событие за другим. В послед­ние мгновения, в смертный час человека, выявля­ется преобладающий смысл всей его жизни, выяс­няется ее руководящая мысль, главная идея. Тихо и благоговейно следует держать себя всем, кто со­бирается вокруг отходящего человека. Торжест­венное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать его от обзора проносящейся перед ним его истекшей жизни, не нарушать покойного тече­ния его мысли.

Громкий плач, шумные жалобы и причитания могут обеспокоить умирающего, встревожить его и нарушить сосредоточенное внимание его, что очень мучительно.

Для чистого и устремленного человека, уходя­щего без ненависти и злобы в сердце, момент смерти есть момент величайшего блаженства, есть высшая радость и высший восторг, ибо освобож­денная доброта летит в сияние Света. Зато тяж­кий от злобы дух не может подняться — для эгоистичного человека разрыв между телами отзыва­ется болезненно и его уход окрашен печалью.

В первый момент смерти человек оставляет плотное тело, оставаясь в эфирном, унося с собой все энергии нашего мира. Имея своей внешней оболочкой только это эфирное тело, человек ста­новится невидимым для людей Мира Плотного. Но при сильном желании он может принять види­мость «привидения» и показаться близким людям в виде облачной фигуры. Известны многие случаи, когда в момент своей смерти человек являлся перед своими близкими в эфирном теле на несколько мгновений.

Примерно через 36 часов после смерти чело­век выходит и из своего эфирного тела, которое некоторое время витает над могилой плотного. Скинутое эфирное тело в первые дни после погре­бения может быть иногда видимо на кладбище как «привидение». В течение нескольких недель оно рассеивается в воздухе, и то неприятное чувство, многими испытываемое на кладбище, зависит от присутствия разлагающихся трупов эфирных. Но если тело не погребается, а сжигается, то эфирное тело распадается очень быстро, ибо тогда он теряет свой материальный центр притяжения. Потому сжигание трупов лучше, чем их погребение.

Освободившись от физических тел, плотного и эфирного, человек попадает в Мир Тонкий (Аст­ральный), который становится для него теперь ви­димым, реальным. Это есть космическая область, ближайшая к физической, плотной — в смысле разницы в построении атомов и разницы вибра­ций. Материя Тонкого Мира гораздо тоньше, чем материя физического, грубого. Поэтому оба мира сосуществуют на одном и том же пространстве, взаимно проникая друг в друга. Между атомами мира физического много пустого пространства, и в нем находится материя Мира Тонкого.

В этом мире «внешним» телом человека стано­вится тело астральное, или тонкое. Обладая этим телом с его органами восприятия, человек сразу может принять участие в жизни этого мира и его обитателей — выражать свои чувства и желания. Только на Земле он мог их скрывать, здесь же они становятся зримыми, как там было видимо плот­ное тело.

В Тонком Мире сознание человека остается таким же, каким оно было в плотном. Он продол­жает здесь такую же жизнь чувств, желаний, эмоций, какую он вел, будучи на Земле, — часто даже не сознавая, что перешел в иной мир. Он продол­жает свою жизнь, сознательную, полусознатель­ную или бессознательную, в зависимости от раз­вития своего сознания.

Тонкий Мир содержит семь подпланов, или сфер, соответственно разным ступеням развития сознания его обитателей. Эти сферы отличаются между собой тонкостью: низшие подпланы грубы и темны, чем выше — тем утонченнее и светлее. Умерев, человек попадает в ту сферу, которой до­стигло развитие его сознания в мире плотном.

Последнее устремление у порога Тонкого Ми­ра может предопределить сферу, в которой чело­век будет пребывать там. Четкая и продуманная мысль и острое чувство дают направления всему пребыванию и состоянию в том Мире. Потому на­до сознательно приготовиться к ожидаемому ухо­ду. Отчаяние, растерянность препятствуют усвое­нию новых условий.

Но когда сознание ясно, оно несет в высшие сферы. Надо ясно держать перед собою решение идти к Свету. Следует очень заботиться, чтобы последние минуты на Земле были радостны и уст­ремлены к самому Прекрасному. Чем сильнее было предсмертное стремление человека, тем выше он может подняться в Тонком Мире. Так, можно сознательно миновать низшие слои его.

В низших слоях астрала состояние преступни­ков и порочников, а также предававшихся на Зем­ле всяким невоздержаниям, очень мучительно, и сущность этих терзаний неописуема. Ярые, злоб­ные и жившие низкими чувственными наслажде­ниями — все они в Тонком Мире сильно страдают из-за невозможности утолить злобу и плотские страсти, ибо у них нет здесь для этого орудия — физического тела. Они буквально горят в пламени своих неутоляемых страстей: низшие слои подвер­гаются еще физическому ощущению пламени. Ужасы подвалов Тонкого Мира неописуемы.

Самоубийцы обычно находятся в слоях, бли­жайших к Земле, ибо их магнитное притяжение к ней еще не было изжито. И так как именно они ни­когда не думали о мирах надземных, они никак не могут понять, что произошло с ними. И тоска, и страдания самоубийц продолжаются вплоть до на­ступления срока их естественной смерти. Само­убийство есть крайняя степень невежества и величайшее преступление.

Пребывание в Тонком Мире продолжается разное время. Оно может быть ограничено не­сколькими неделями или растянуться на много сто­летий — в зависимости от причин, всецело завися­щих от человека. Для всякого человека наступает однажды срок, когда он должен покинуть этот мир.

Приходит время человеку «умереть» и здесь — это значит сбросить с себя уже изношен­ное тонкое тело и самому перейти в следующий, высший мир.

Сброшенное астральное тело, ставшее «аст­ральным трупом», через некоторое время распада­ется — тем быстрее, чем оно чище.

Когда тонкое тело сброшено, человек погру­жается в бессознательность на краткий срок, за­тем просыпается в новом мире с чувством мира и покоя, радости и блаженства, превышающего вся­кое наше представление. Этот новый мир есть часть Мира Ментального — «Мир Мысленный»; это мир мысли, мир разума. Здесь «внешним» те­лом человека становится тело ментальное, облада­ющее органами восприятия в зависимости от со­знания.

Материя Мира Мысли гораздо тоньше, чем материя Мира Тонкого. В этом мире все, что человек думает, немедленно воспроизводится в Фор­мы. Ибо из материи этого мира и состоят формы наших мыслей, она — та среда, в которой прояв­ляется наше мышление, и материя эта складывает­ся немедленно в определенные очертания при воз­действии на нее мысли.

В Мире Мысленном не существует никакого отделения от близких. В этих небесах мы постоян­но находимся со всеми теми, кого мы любили и по­читали во время земной жизни, ушедшими ранее или все еще живущими на земле. Мы видим их около себя, таких же счастливых и блаженных, в земной форме, при полном сознании наших зем­ных отношений.

Все, что в последней земной жизни человека было ценного в его всех умственных и нравствен­ных переживаниях, здесь подвергается внутрен­ней переработке и претворению в определенные умственные и нравственные качества, — в силы, которые он понесет с собой в следующее воплоще­ние. Жатва, пригодная для питания и претворения в этом Мире Мысли, — это чистые мысли и эмо­ции, умственные и нравственные стремления и усилия, это все воспоминания о бескорыстном труде на пользу ближних.

Продолжительность пребывания человека в Мире Мысленном всецело зависит от количества тех духовных запасов, которые человек принес с собой из своей земной жизни. И когда все эти ма­териалы исчерпаны, тогда все, что было перерабо­тано в свойства и способности, вносится внутрь человека. И он сбрасывает последнюю из своих временных оболочек, тело мысли. Так человек до­стигает родины — Мира Огненного.

Да, Мир Огненный — это истинная родина человека, где он «дома». Сюда он возвращается после путешествия в «долину слез», куда он от­правлялся, как в школу, чтобы поучиться, собрать опыт. Здесь сам бессмертный Человек, ничем не обремененный, не стесненный оболочками, кото­рые все принадлежат низшим мирам, испытывает истинную жизнь человека — достойное сущест­вование самого Духа, переживает свою собствен­ную жизнь, в полной мере того самосознания и ве­дения, которых он успел достичь.

Миры Мысленный и Огненный — в сущнос­ти, один большой мир мысли: первый — конкрет­ной, второй — абстрактной, «огненной» мысли. Мир Мысленный можно считать низшей сферой Мира Огненного. В высшей сфере подлежит претворению все сверхличное мышление — все те мысли, которые относятся к высшей, философ­ской области. Высшая сфера Мира Огненного состоит их трех подразделений, и человек остается в одном или другом сообразно своему развитию.

На первом, низшем, уровне пребывает огром­ное большинство из 60 миллиардов, составляю­щих всю массу нашего человечества. В следую­щей, высшей, второй области Мира Огненного пребывает сравнительно небольшое число душ высокой эволюции, которые проявляются при жизни на земле врожденной культурностью и при­родной утонченностью. Это те души, которые во время пребывания на Земле всю энергию посвя­щали высшей умственной и нравственной жизни. В третьей, наивысшей, области Мира Огненного пребывают Учителя Мудрости — Махатмы — и Их ближайшие ученики.

Итак, человек переживает несколько «смер­тей», сбрасывая в трех мирах через определенные промежутки времени одну за другой все свои вре­менные оболочки, все свои «тела»: тело плотное и эфирное, затем тело чувств, наконец, тело мысли. И после четырех смертей остается человек сам с собой — без оболочек, более не умирающий, бес­смертный...

Процесс ухода из физического воплощения, называемый людьми смертью, не составляет ника­кой разницы для Индивидуальности: сбросив все тела, вечный Человек остается самим собою, у се­бя дома; ведь, в сущности, он и не покидал своей обители. Для Индивидуальности земная жизнь, или физическое воплощение, есть лишь временное устремление части сознания и воли на низшие ми­ры через проводников из низшей материи. А про­цесс ухода из земного воплощения, называемый нами смертью, есть лишь возврат сознания на высшие миры — возвращение домой. Так, земное рождение есть, скорее, смерть, будучи изгнанием на Землю, в «долину страданий и слез». А кажу­щаяся смерть есть рождение в более широкую жизнь, переход из темницы к свободе горнего воздуха. Поэтому правильно считать смерть величай­шей из земных иллюзий: смерти нет, есть только перемена в условиях жизни!

Небесная жизнь духа может длиться тысячи лет, смотря по степени его развития и по его силе. Но как земная жизнь, так и небесная имеет начало и конец. И, когда жизнь духа в Мире Огненном вполне изжита, Человек начинает чувствовать притяжение к новому воплощению. Что заставля­ет Индивидуальность возвращаться на землю? Закон космический: как голод толкает голодного к пище, так закон воплощения устремляет дух снова воплощаться, чтобы через испытания подняться на новую ступень. Только на Земле обновляются энергии, накопляются новые. И дух идет снова к борьбе и страданиям.

Процесс воплощения Индивидуальности в личность был описан выше. Здесь можно доба­вить, что высокоразвитый человек, живущий выс­шим сознанием, выбирает семью, в которой ему надлежит родиться, сам. Для неразвитых людей этот вопрос решают Владыки Кармы, которые оп­ределяют и организуют наилучшие земные усло­вия (подходящих родителей, эпоху, страну, среду окружения и т. д.), соответствующие выполнению целей, поставленных для данного воплощения. И, когда все предусмотрено, человек рождается (вер­нее, умирает) на Землю.

Прекращение зарождения (аборт) вносит большие затруднения в судьбу того существа, ко­торому пришло время воплотится на Землю. Че­ловек уже облекся в ментальное, астральное и эфирное тела, осталось только получить тело фи­зическое, вот уже избраны родители, вот уже про­изошло зарождение — и вдруг по каким-то непо­нятным ему соображениям его изгоняют из плот­ного мира обратно в астральный. Этим причиня­ются тому человеку неописуемые страдания, за которые неумным «родителям» придется распла­чиваться. Преступление это велико, в Учении ска­зано, что «прекратить зарождение детей — хуже убийства».

Следует предостеречь также от опасности так называемого спиритизма. На спиритические сеан­сы могут быть вызваны только пустые оболочки, астральные трупы, сброшенные ушедшими из Тонкого Мира в Огненный, удержавшие при себе частицу сознания тех людей. Те оболочки иногда появляются на сеансах и ошибочно принимаются за умерших людей. В действительности ушедший человек, истинная Индивидуальность его, нахо­дится в Мире Огненном, и призывы живущих до него не достают.

Единственные умершие, которые могут яв­ляться на сеансы, — это те, которые ушли из зем­ной жизни ранее наступления положенного срока их естественной смерти: погибшие при авариях, казненные преступники и самоубийцы. Время до наступления срока их естественной смерти они пребывают в той сфере, с которой могут вступить в общение спиритисты. Но те существа за явление на сеансы расплачиваются дорого — общение с земными обитателями сопровождается для них весьма тяжелыми последствиями — даже вплоть до уничтожения. Возможно ли предположить, что такое нарушение космических законов может пройти бесследно для живых участников сеансов спиритистов, раз они были причиной гибели како­го-нибудь существа?

Закон перевоплощения (реинкарнации)

Выше было рассказано, как человек после смерти в Мире Плотном и пребывании в Мирах Тонком, Мысленном и Огненном снова возвра­щается на Землю для следующей физической жизни. Так жизни каждого человека повторяются на Земле много раз. Многочисленными последо­вательными жизнями в Мире Физическом он приобретает все более полный жизненный опыт. В промежутках между воплощениями этот опыт претворяется в способности и характер. С этими способностями и характером он идет в новую жизнь, которая, продолжая предыдущую, начина­ется со ступени, завершенной ранее в предыдущей жизни. Так постепенно развивается сознание че­ловека. Каждая жизнь есть определенный урок, определенное задание. Если человек будет успешен в разрешении поставленных ему задач, он продвинется в эволюции своего сознания быстрее, и наоборот.

Так объясняется существующее в жизни нера­венство способностей. Только Закон Перевопло­щения может объяснить, почему одни люди рож­даются одаренными, умными, склонными ко все­му хорошему, а другие — бездарными тупицами, к которым легко прививается плохое. Почему один талантлив и умен, а другой неспособен и глуп? Почему один добр, щедр и великодушен, другой зол, скуп и жесток? Единственное разум­ное объяснение такого неравенства не что иное, как достигнутое каждым свое развитие духа в прежних жизнях. Когда из двух людей один спо­собен и все легко воспринимает, а другому все да­ется с трудом, и способностей у него нет, то это значит, что первый есть старый, многоопытный дух, проживший много жизней и приобретший разнообразный опыт, а другой — молодой дух, только недавно вступивший на путь приобретения жизненного опыта в Космической Школе, и ему нужно многому научиться, чтобы сравняться с первым.

В многодетной семье наследственность, общая среда, воспитание, влияние, условия жизни — об­щие для всех детей, но из детей такой одной семьи какие противоположности вырастают! И часто в лоне одной семьи мы можем наблюдать молодых людей таких противоположных типов, что тут уже нельзя сослаться на наследственность и влияние окружающей среды, так как и то и другое будут одинаковыми для всех детей данной семьи. На­следственностью, воспитанием, влиянием не объ­яснишь. Воспитание наложит свой отпечаток на каждого ребенка, но основной характер у каждого останется самобытным. Не удавалось еще никому никогда воспитать двух совершенно одинаковых по характеру людей, ибо это не во власти родите­лей. В физическом сходстве и в умственном и нравственном различии встречаются две различ­ных линии причинности.

Чувства симпатии и антипатии, любви и нена­висти, сотканные в одной жизни, переходят в последующие и обнаруживаются либо в притяже­нии, либо в отталкивании. Вот почему при встрече с одним человеком мы сразу, с первых слов, чувст­вуем себя родным и близким, а с другим никак не можем наладить сносных отношений. С первым наши отношения уже были близкие или родственные, со вторым мы встретились впервые или отно­шения были враждебными.

Перевоплощается и усовершенствуется собст­венно одно: Индивидуальность. Личность не по­вторяется в каждом новом воплощении. Только личность имеет определенный пол, а также нацио­нальность. В следующем воплощении Индивиду­альность может очутиться не только в совершенно другой среде, и в другой стране, и народности, но даже и пол человека может оказаться иным. Проходя через длинный ряд изменяющихся личнос­тей, то мужских, то женских, человек развивает в себе — благодаря разнообразию приобретенных опытов — два ясно различимых вида добродете­ли. Добродетели более мужественные и энергич­ные (храбрость, смелость, самостоятельность) развиваются во время мужских воплощений. Добродетели более мягкие, тонкие и в то же время бо­лее глубокие и сильные — плод женских воплоще­ний. Совершенный человек приобретает посте­пенно все хорошие свойства мужчины и женщины: он отличается мужественной силой и женственной тонкостью. Развивший только одну сторону еще очень далек от цели.

Человек проходит поочередно через все эпохи и Расы, через все Культуры, через все обществен­ные положения для того, чтобы своим собствен­ным усилием и творчеством развить до полноты все те божественные свойства, которые заложены в нем как возможности. Такие смены жизней про­должаются до тех пор, пока все качества человече­ской Индивидуальности не достигнут степени совершенства, необходимой для завершения челове­ческой эволюции. Тогда человек не будет более нуждаться в перевоплощении, ибо тогда он станет более чем человек — он станет Махатмой, сотруд­ником Иерархии Света.

Продолжительность периода между двумя во­площениями зависит вполне от того, какое упо­требление человек сделал из своей земной жизни. Не проявивший никакой нравственной и умствен­ной деятельности, человек может перевоплотиться немедленно после своей смерти. Для среднеразвитого человека средняя продолжительность 1000-1500 лет. Но это время чрезвычайно растяжимо в ту и другую сторону: люди, высокоразвитые духовно, могут вернуться на Землю через 2000-3000 лет, тогда как малоразвитые — через несколько столетий. Ребенок может перевоплотиться почти непосредственно после смерти.

 

Воспоминания о пережитых прошлых сущест­вованиях остаются в человеке в форме скрытой, сиинтетической, которую он знает в себе как голос совести. Также и наш характер — это не что иное, как живые выводы из наших прежних воплоще­ний. Полное же знание о них сохраняется в бес­смертной части человека, в Индивидуальности, которая не может передать это знание мозгу, не воспринимающему ее высоких вибраций.

В сущности, не все изглаживается из памяти человека, когда он появляется для новой жизни на Земле. Многие дети в первые годы помнят преж­ние жизни, о которых они иногда пытаются рас­сказывать. Кое-какие воспоминания из прежних жизней случаются и у взрослых. Много таких фактов зарегистрировано в условиях научного контроля в обществах по изучению психических явлений.

Лишь редко приоткрывается завеса прошлого в земном существовании. Но бывают случайные подъемы сознания до высоких вибраций духа, во время которых приходят проблески сокровенного знания, — во время экстаза, также у поэтов, писа­телей, художников во время вдохновения. Преж­девременное знание воплощений вредно для эво­люции человека. Это знание может приостановить дальнейшее восхождение духа, ибо оно может ввергнуть его в бездну отчаяния — в случае рас­крытия каких-либо преступлений в прошлом, или усилить самомнение — одно из самых прегражда­ющих качеств. Так, для малого сознания взгляд назад на свои прежние воплощения может быть губительным. Потому это знание мудро сокрыто космическим законом целесообразности.

Поэтому знание своих прошлых существова­ний приходит к человеку на высших ступенях его духовного развития. Это произойдет тогда, когда наше самосознание сольется с нашей Индивиду­альностью, когда мы начнем сознательно жить в ней — тогда все наши воплощения предстанут перед нами, и мы овладеем всеми прошлыми воспо­минаниями.

Закон космической справедливости (Закон Кармы)

Великая Космическая Справедливость осуществляется Законом Кармы — так на Востоке называется Космический Закон Причин и Следствий. Этот Закон говорит: «Что посеет человек, то и пожнет». Согласно ему, страдающий в жизни и наслаждающийся ею одинаково пожинают плоды того, что они посеяли в прошлом. Счастливая жизнь заслужена прежней праведной жизнью, а недостойная жизнь готовит страдания в будущем. Этот непреложный Закон соответствует физичес­кому закону эхо: «Как аукнется, так и откликнется — изречение народной мудрости. Космичес­кая Справедливость воздает каждому по делам его — это и есть обратный удар: за добро — доб­ром, а за зло — злом («око за око»!).

Так человек сам творит свою судьбу, сам кует свой путь жизни. Он сам — создатель причин и следствий, он сам — сеятель и жнец. Следствия поступков и слов, желаний и мыслей человека не­избежно возвращаются к нему в виде бедствия или счастья. Судьба человека складывается его дела­ми. И народ говорит: «От судьбы не уйдешь»... Человек ответствен не только за свои поступки и слова, но и, главным образом, за побуждения и мысли. Мысль — наиболее могучий фактор в со­здании Кармы. Именно побуждения и мысли тво­рят Карму, а поступки — факторы второстепен­ные; мотив много важнее поступка.

Карму создает не только отдельный человек, но также и коллективы. Создавая свою Карму, че­ловек связывает себя с другими людьми, стано­вясь членом разных групп, семейной, националь­ной и прочих. Как член такой группы, он участвует в Карме каждого коллектива. Поэтому, кроме своей индивидуальной Кармы, люди могут иметь Карму семейную, партийную, народную, общече­ловеческую... Все принимавшие участие в образо­вании групповой Кармы должны будут встретить­ся не только со своими противниками, которым они причинили какой-нибудь вред, но и между со­бою, чтобы распутать завязанные ими когда-то узлы общей Кармы. Коллективная Карма вверга­ет народы в коллективные бедствия, как, напри­мер, война; в этих бедствиях каждый страдает столько, сколько он был виноват в создании усло­вий, их вызвавших.

Некоторая часть создаваемой Кармы погаша­ется в этой же жизни. Остальная часть отклады­вается в будущие существования — до того време­ни, когда создадутся условия для ее погашения. Ибо существуют не совместимые между собой виды Кармы, которые не могут быть изжиты в одной и той же жизни. Человек появляется из прошлого, кармически связанный с определенными людьми и с определенным обществом и народом, и потому он должен родиться в таких условиях, в каких он может изжить общую с теми людьми Карму.

Поэтому для каждой души при новом ее во­площении делается тщательное прилаживание ус­ловий новой жизни. Это производится Владыками Кармы, невидимыми Существами, Исполнителя­ми Закона Кармы в Плотном Мире. Со всеведу­щей мудростью Они выбирают и соединяют части Кармы, способные соединяться вместе в одном и том же воплощении, чтобы образовался общий план начинающейся жизни этой души. Они при­способляют силы человека, идущие из его прошлого, так, чтобы его Карма соответствовала его движению вперед в эволюции.

Закон Кармы непреложен сам по себе, потому человек не должен мстить за причиненную ему не­справедливость. Хотя Карма — Закон Возмез­дия, сам человек самовольно не имеет права брать на себя выполнение этого возмездия — этим веда­ет Непреложный Высший Суд Кармы. Может быть, полученный удар есть заслуженный обрат­ный удар? Возвращая же этот удар с местью в сердце обратно, человек не только не исчерпывает свою Карму, но продолжает и даже усугубляет ее в тяжком для себя направлении. Мы должны про­щать нашим личным врагам, иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы.

Некоторые люди иногда Законом Кармы оп­равдывают свою жестокость: «Страдающий, мол, сам заслужил свои страдания — зачем помогать ему?» На это можно ответить: если этот человек имел возможность получить от вас помощь, зна­чит, он заслуживает ее, и за сознательно пропу­щенный случай сделать добро ответственны вы! Следует всегда помогать нашему ближнему по ме­ре наших сил, не забывая, что мы только тогда помогаем ему действительно, когда помогаем эволю­ции его истинной сущности.

В зависимости от того, как мы принимаем посылаемые Кармой наши же порождения, находится успешность изживания этой Кармы. Если человек будет возмущаться и бунтовать против уплаты лежащих на нем долгов, против следствий своих же поступков, если он ожесточится и вследствие этого причинит бедствия другим, то он задержит изживание своей Кармы, и новая Карма будет плохой. Если же страдания научат его терпению и безропотности, если горести и тревоги побудят его исправить свои ошибки, и он заплатит свои карми­ческие долги разумно — в таком случае его новая Карма будет хорошей. Принимая радостно все, что посылается, даже страдания, которые идут к нам из нашего же непогашенного прошлого, и так же радостно отказываясь от всего, что отнимается, и превращая все это в добровольную жертву, мы можем ускорить изживание своей Кармы.

Не следует думать, что «судьба», назначенная для индивидуума, не поддается изменению: чело­век может свою Карму изменить, облегчить. Безудержным устремлением вперед, к моральному самосовершенствованию, улучшением своих мыслей и побуждений, самоотверженным служением человек может свою Карму обогнать, и она его не настигнет. Только остановившийся в своем разви­тии получает весь ливень Кармы. Когда человек, стремясь к самосовершенствованию, развивает свои духовные силы, направляя их на пользу эво­люции и для блага человечества — он не только погашает свою Карму, но и облегчает от последст­вий дурной Кармы все человечество.

Мы являемся не рабами, а творцами своей Кармы — мы можем контролировать свои мысли, заменять низкие мысли на высокие. Мы можем строить светлую и легкую Карму, поняв непрак­тичность и вред всего злобного и мстительного и отказавшись от всего этого. Из Закона Кармы вытекает, что творить зло не выгодно, а добро вы­годно. Основные принципы Закона можно свести к краткой формуле: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Закон Причин и Следствий учит, что истинное и высшее счастье, высшая радость — в отречении от личных эгоис­тических интересов и в самоотверженном служе­нии Общему Благу, в служении человечеству. Только на этом пути создается светлая благая Карма человека. Освободить себя от бесконечной цепи Кармы, которую человек сам сковал для себя в прошлом своими мыслями, желаниями и поступ­ками — в этом цель всей жизни. Ниже будет рас­сказано, каким образом возможно осуществить эту цель, направляя сознательно нашу деятель­ность.

История коренных рас человечества

Эволюция человечества на нашей планете раз­деляется на семь Рас, называемых на Востоке Ко­ренными. Они появляются последовательно, каж­дая на своем материке. В каждой Расе появляются семь подрас. Первые две Расы и половина Треть­ей не имели физических тел — их тела были из эфирной материи. Те люди были бесполыми суще­ствами, не обладающими разумом и не умиравшими, ибо были бесплотными.

Эти Расы не имели никакого отношения к кли­матам Земли, также они не были подвержены ни­какому воздействию температуры. Первая и Вто­рая Расы, а также первая половина Третьей Расы существовали на протяжении трехсот миллионов лет. Восемнадцать миллионов лет тому назад, в се­редине Третьей Расы, произошло разделение по­лов — свое потомство люди стали порождать. Человечество получило плотные физические тела и начало умирать.

Также в середине эволюции Третьей Расы с Венеры прибыли на Землю Светлые Существа, «Сыны Огня», и поселились на нашей планете, как Божественные Учителя юного человечества Третьей Расы. Они начали воплощаться в тех бо­жественных династиях Царей и Учителей, описа­ниями которых полны древнейшие мифы и леген­ды. Некоторые из «Сынов Разума» действовали как проводники для третьей волны Божественной Жизни Космического Разума, внося в животного человека Искру Монадической Жизни, из кото­рой образуется Разум, Манас — человеческое со­знание. Так была создана Индивидуальность.

В то время, когда жила Третья Раса, то есть восемнадцать миллионов лет тому назад, большая часть теперешней суши была под водой. Вдоль эк­ватора простирался тогда гигантский континент, покрывавший большую часть Тихого и Индий­ского океанов от Мадагаскара до острова Пасхи. Этот материк Третьей Коренной Расы сейчас на­зываем Лемурией.

Самое раннее человечество этого материка было расой гигантов. Первые физические Лемурийцы были высотой в восемнадцать метров. С каждой следующей подрасой рост их постепен­но уменьшался, и через несколько миллионов лет дошел до шести метров. О размерах Лемурийцев свидетельствуют гигантские статуи, воздвигнутые ими в размер своих тел, открытые на острове Пас­хи, остатке материка Лемурии. Большинство этих статуй — от шести до девяти метров высоты. Лемурийцы были людьми страшной физической си­лы, дававшей возможность защищаться от гигант­ских чудовищ допотопных геологических перио­дов.

На заре своего сознания люди Третьей Расы имели около себя своих светлых Богов, пришед­ших с Венеры. Это был «Золотой Век» древних времен, когда «Боги ходили по Земле и свободно общались со смертными». Они дали первый им­пульс цивилизации и направили ум людей расы к изобретениям и усовершенствованиям всех ис­кусств и наук. Огонь, добываемый посредством трения, был первой тайной Природы, первым и главным свойством материи, которое было рас­крыто человеку. Фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле, были принесены Владыками Муд­рости с других планет, как например, пшеница.

Под руководством Божественных Правителей цивилизованные народы Третьей Расы сооружа­ли обширные города, насаждали искусства и на­уки. Развалины циклопических сооружений были произведением Лемурийцев.

После того как Третья Раса достигла апогея своего расцвета, она стала клониться к упадку; это отразилось и на материке Расы: он начал медленно погружаться, дробясь во многих местах на остро­ва, постепенно исчезающие. Материк был разру­шен действием вулканов. Он погрузился в океан вследствие землетрясений и подземных огней. Остатками древних Лемурийцев в настоящее вре­мя являются народы так называемого эфиопского типа: негры, бушмены, австралийцы и т. п.

Четвертая Коренная Раса — Атланты — на­чала свое существование примерно четыре-пять миллионов лет тому назад. Новая великая Раса за­родилась там, где сейчас находится середина Ат­лантического Океана. Тогда в этом месте было скопление островов, которые со временем подня­лись и превратились в великий континент — Ат­лантиду. Первые Атланты были ростом ниже Лемуриицев, но все же великаны — достигали трех с половиной метров. Со временем рост их постепен­но уменьшался. Цвет кожи первой подрасы — Рмоагалов — был темно-красный, а второй — Тлаватлей — красно-коричневый.

Третья подраса — Толтеки — достигли вер­шины развития Атлантов. Они тоже были высо­кие — достигали двух с половиной метров. Со временем рост их уменьшился до роста человека наших дней. Цвет кожи их был медно-красным. Их потомки — чистокровные представители пе­руанцев и ацтеков, также индейцы обеих Америк.

Приблизительно один миллион лет тому на­зад, когда Атлантская Раса находилась в расцве­те, материк Атлантиды занимал большую часть Атлантического океана от Исландии до Бразилии включительно. Толтеки создали самую могущест­венную империю Атлантиды. В течение многих тысяч лет царствовали Толтеки над всем конти­нентом. Столицей был «Город Золотых Врат», расположенный в восточной части Атлантиды. В течение всей этой эпохи посвященные водители всегда поддерживали связь с сокровенной Иерар­хией, подчиняясь Ее предписаниям, действовали согласно с Ее планами. Вследствие этого та эпоха была золотым веком Атлантиды. Искусства и на­уки процветали. Культура и цивилизация Атлан­тиды достигли тогда своей кульминации.

Много людей обладало тогда способностями управления психическими силами. Главной зада­чей науки было развитие этих сил и общее знаком­ство с тайными силами природы. Сюда входило ознакомление с сокровенными особенностями растений, металлов, драгоценных камней. Способ вызывать по желанию дождь также был известен Атлантам. Главной отраслью искусства была ар­хитектура. Общественные здания и храмы пора­жали своей массивностью и гигантскими размера­ми. Город Золотых Врат насчитывал тогда более двух миллионов жителей, общее число народона­селения всей Атлантиды достигало двух миллиар­дов. Атланты пользовались высокоразвитой тех­никой. Они сооружали летающие машины, двига­тельной силой которых был род эфира.

Когда Золотой Век Толтеков кончился, на­чался моральный упадок. Личные интересы, жаж­да богатства и власти, разорение и уничтожение врагов с целью обогащения — все более овладева­ли сознанием масс. Короли, большинство духовенства и значительная часть народа начали применять сокровенные силы, не считаясь с законами, предписанными Иерархией, пренебрегая Ее ука­заниями. Связь с Иерархией порвалась. Сокро­венные знания, направленные в сторону недобро­желательства и самости, превратились в черную магию и колдовство.

Когда извращение эволюционных законов до­стигло своего апогея, первая ужасная катастрофа потрясла весь континент Атлантиды. Столица бы­ла сметена волнами океана, миллионы людей уничтожены. Эта первая катастрофа произошла восемьсот тысяч лет тому назад. Она значительно изменила распределение суши и воды на земном шаре. Большой континент потерял свои полярные области и уменьшился. Вторая, менее значитель­ная катастрофа произошла около двухсот тысяч лет тому назад. Материк разделился на два остро­ва: северный, больший, называвшийся Рута, и южный, меньший, именовавшийся Даития.

Около восьмидесяти тысяч лет тому назад произошла третья катастрофа, по силе и ярости превысившая остальные. Даития почти совершен­но исчезла, а от острова Руты сохранилась неболь­шая часть Посейдонида. Лучшее меньшинство, соблюдавшее чистую и возвышенную жизнь, перед катастрофами всегда эмигрировало. Этими эмиграциями руководили духовные вожди, пред­видевшие бедствие, угрожавшее стране. Короли, следовавшие «благому закону» и поддерживав­шие связь с Иерархией, всегда были предупреж­даемы заранее о надвигающихся катастрофах. На­конец в 9564 году до нашей эры мощные землетря­сения и извержения разрушили Посейдониду, и ос­тров погрузился в море, создав огромную волну, за­топившую низины, оставив по себе память в умах людей как об огромном разрушительном «потопе». Четвертая подраса Атлантов — Туранская — была желтого цвета. Она была буйной, грубой, жестокой. Туранцы эмигрировали на Восток, обосновались в центре теперешнего Китая. Эта подраса представлена в некоторых частях совре­менного Китая высокими китайцами. Пятая под­раса, Первичные Семиты, была белая. Характер­ными признаками ее были подозрительность, не­уживчивость, вечные войны с соседями. Потомки этой подрасы — чистокровные иудеи и кабилы Северной Африки.

Шестая подраса, Аккадийцы, была белая; она появилась после первой катастрофы. Аккадийцы отличались коммерческими, колонизаторскими и навигационными способностями. Их потомки бы­ли финикияне. Седьмая, или Монгольская, подра­са зародилась в татарских степях восточной Сиби­ри. Эта подраса — желтая — разрослась неимо­верно. Ее представляют собой современные ки­тайцы. Японцы являются помесью нескольких подрас. Они как бы последняя накипь всей Корен­ной Расы. Вот почему в них много качеств, отличающих их от китайцев.

Около 400 тысяч лет тому назад Великая Ло­жа Белого Братства, требовавшая более чистого окружения, была перенесена из Атлантиды в Еги­пет — в то время пустынную, малонаселенную ме­стность. После погружения в океан острова Посейдониды Великая Белая Ложа Иерархов пере­несла свое местожительство в сердце материка Азии.

Пятая Раса, которая стоит ныне во главе чело­веческой эволюции, произошла из пятой подрасы Атлантов — Первичных Семитов. Пятой Корен­ной Расы пока появилось только пять подрас. Из Центральной Азии первая подраса перешла в Ин­дию и обосновалась на юге от Гималаев. Она стала господствовать на обширном Индостанском полу­острове. Первую подрасу представляют не только арийские Индийцы, но и высший правящий класс Древнего Египта, Ко второй подрасе относятся арийские семиты, отличающиеся от первичных се­митов Четвертой Расы — это Халдея, Ассирия, Вавилон, а также современные арабы и мавры. Третья подраса — Иранская, к которой принад­лежали древние персы, потомки которых — пар­сы. Четвертая подраса — Кельтская; это древние греки и римляне, а также современные греки, ита­льянцы, французы, испанцы, ирландцы, шотланд­цы. К пятой — Тевтонской — подрасе принадле­жат славяне, скандинавы, голландцы, немцы, анг­личане и их потомки, рассеянные по всему свету. В настоящее время люди Пятой Расы подошли вплотную к порогу шестого совершенствования человечества — Шестой Коренной Расы.

Эволюция человечества всех пяти Коренных Рас запечатлена в камне — в знаменитых Бамьянских статуях. Они возвышаются вблизи Бамьяна, который находится в Афганистане, на полдороге между Кабулом и Балхом. Все статуи вырезаны в скале. Эти пять фигур принадлежат к созданию рук Посвященных Четвертой Расы, которые по­сле потопления их материка нашли прибежище в Центральной Азии.

Самая большая статуя — 52 метра высоты — изображает Первую Расу: ее эфирное тело запе­чатлено в твердом несокрушимом камне. Вторая статуя — 36 метров — увековечивает Вторую Расу. Третья — 18 метров — изображает Третью Расу, зачавшую первую физическую расу, рожда­емую от отца и матери. Потомство их запечатлено в статуях, найденных на острове Пасхи. Эти были ростом лишь в 7, 5 и 6 метров — в ту эпоху, когда была затоплена Лемурия.

Четвертая статуя изображает человека Чет­вертой Расы, которая была еще меньше размера­ми — около 4 метров, — но все же гигантская по сравнению с Пятой Расой. Ряд фигур заканчива­ется изображением человека нашей настоящей Пятой Расы. Эта статуя лишь немного выше сред­него высокого человека наших дней.

***