Эволюция огненного человека

Учение об огненном человеке

Много есть чудес на свете;

Человек — их всех чудесней!

Софокл

Люди — существа огненные. Излучаемая ду­хом человека эманация и развиваемая им духовная энергия есть энергия огненная. Она обладает все­ми свойствами, присущими огненной стихии, — огненная энергия есть высшее проявление Косми­ческого Огня. Эта огненная энергия, или Агни, явлена в каждом человеке. Ее средоточие — серд­це, потому она называется сердечной энергией.

Об этой огненности прекрасно знает сердце человеческое. Часто говорят: «воспламенился дух» или «загорелось сердце» — значит, когда-то люди знали об огне сердца и пламени духа. «Он загорелся желанием», «сгорал от злобы», «засох от зависти» — во множестве ясных выражений люди напоминают об огненности. «Пламенный» взгляд напоминает об огне, посылаемом во взгля­де; огненный взгляд заставляет людей обернуться и даже вздрогнуть — всякий трепет уже близок к Огню и сопровождает его. «Горячее рукопожа­тие» напоминает о той же энергии.

Своей огненной природой человек познает подземные воды и руды — это свойство из ок­культизма уже перешло в область материальную. Огонь показывается и в температуре, и в пульсе, и главное, — в том трепете, который сопровождает все огненные явления. Огонь — это все тончай­шие духовные и душевные проявления, которые утверждают все лучшие человеческие действия. Движение мысли тоже принадлежит области ог­ненной.

Огонь развивается и накапливается духовным совершенствованием — полным отречением от личных, эгоистических желаний и действий, толь­ко постоянным стремлением к добру, свету и исти­не. Наоборот, состояние гнева, злобы, ревности или раздражения порождает в организме особый яд, названный Махатмами империлом. Тончай­шие кристаллы огненной энергии, так же как и кристаллы империла, осаждаются на стенках нервных каналов, где и вступают в единоборство. Как и в каждой борьбе побеждает сильнейший.

Освоенная человеком и направленная в благом направлении, огненная энергия дает ему защиту от многих бед и болезней. Эта энергия двигает людей на героические подвиги, помогает в самоотвер­женной деятельности, направленной на Общее Благо, дает большую нравственную силу для борьбы со злом и тьмой.

Все низкие побуждения разрушают нашу нервную систему и являются главной причиной бо­лезней и отравления атмосферы. В противовес этому эманации благих, самоотверженных уст­ремлений очищают окружающее пространство, увеличивают запас огненной энергии, а, следова­тельно, увеличивают жизнеспособность человека.

Чистый порыв самоотверженного служения людям создает иммунитет против заражения эпи­демическими болезнями. Это положение под­тверждалось многочисленными наблюдениями над врачами и медсестрами, работавшими в холер­ных и чумных бараках. Не наблюдалось случаев заражения среди врачей и медсестер, работавших самоотверженно и без страха, если только они са­ми не нарушали грубо правил элементарной осто­рожности.

Творить добро, проявлять доброжелательство и сострадание к людям, самоотверженно трудить­ся для Общего Блага нужно потому, что эта дея­тельность будет создавать творческие, созида­тельные энергии. Значит, такая деятельность бу­дет для нас самих выгодна и практична. А преда­ваться злобным и мстительным побуждениям и делам — невыгодно и непрактично, так как это от­равляет наш организм империлом и служит причи­ной многих болезней.

Агни Йога говорит, что для того чтобы не быть опаленным, когда Космический Огонь начнет про­являться в нашем плане, надо развить в себе высший аспект Космического Огня — духовную или огненную энергию, называемую также психичес­кой. Изучивший, овладевший и развивший в себе эту огненную мощь преуспеет с Космическим Ог­нем и будет готов управлять волнами огня.

Так, Агни Йога — это система развития огненности в человеке. Советуется не опоздать с изучением и применением этой энергии — ведь океан волн огня может нахлынуть неудержимым потоком, может смыть все запруды, обращая тече­ние мысли в хаос.

Развитие огненной энергии есть самая насущ­ная задача человечества. Она изменит наше суще­ствование, если будет сознательно развита. В на­стоящее время многие могут образовать свою ог­ненную энергию. Не исключения, но большинство могут достичь ощущения этой энергии. Пришло время осознания и развития ее — пора делать при­вивку! Первое средство против огненных болез­ней — это огненная энергия.

Анатомия души и духа

Мудрость всех веков указывает: «Познай са­мого себя». В таком совете обращается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суж­дено стать явным. Ясно одно: великие силы и воз­можности таятся в человеческом организме, о ко­тором люди составили лишь телесное, плотное представление. Поэтому рассмотрим все состав­ные элементы полного человека, как их понимает йогическая психология древней Мудрости Востока.

Мы замечаем, что наше тело подвержено по­стоянным изменениям: в течение приблизительно семи лет оно возобновляется вполне, до последней частицы. Но оно сохраняет свою тождествен­ность. Под изменяющимся покровом есть нечто относительно неизменное, остается свидетель всех произошедших перемен. Помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.

Агни Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его: материаль­ное тело чувств и желаний (так называемое аст­ральное) и материальное тело мышления (так на­зываемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию «души». Все эти три тела (физическое, астральное, менталь­ное) называются личностью человека — смерт­ной, преходящей частью его.

Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой «индивидуальнос­тью», что соответствует западному «Духу». Агни Йога считает ее бессмертной, вечной, единой для всех жизней: ее качества, умноженные и усовер­шенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.

Наконец, божественной основой Индивиду­альности является Монада — это бессмертная ча­стица божественного Космического Огня. Мона­да есть подлинное, истинное «Я» человека — по­велитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуаль­ность, чтобы та выполняла свою миссию в ее во­площении на Земле, и побуждает ее к раскрытию и развитию ее качеств. Она дает ей силу очищать и дисциплинировать личность.

Таким образом, в человеке существуют как бы три «я»: «Я» божественное, сверхчеловеческое, не­изменное — это Монада; «Я» высшее, человечес­кое, развивающееся — это Индивидуальность; «Я» низшее, подчеловеческое, дисциплинируе­мое — это личность. Два последних рассмотрим более подробно, так как с ними придется иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.

Индивидуальность — духовная, или огнен­ная, бессмертная, или вечная — одна для всех во­площений или жизней. Это она и есть «Чело­век» — что значит дух, или чело, веками проходя­щее. Она троична: Воля (Атма) — Духовное Бы­тие, приемник вдохновения Монады; Любовь (Буддхи) — Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) — Сверхсознание, носитель высоких духовных эмоций; Мудрость (Манас) — Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности — мысли абстрактные.

Личность — материальная, смертная, прехо­дящая. Она является отражением троицы Инди­видуальности, поэтому она также троична:

ментальное тело — интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его про­дукция — мысли конкретные;

астральное (тонкое) тело — «сердце низшее», инстинкт, подсознание; это область чувств, жела­ний, страстей — «эмоций низших»;

физическое (плотное) тело — материальное бытие: самая грубая, самая ощутимая, видимая часть человеческого микрокосма.

Таким образом, Агни Йога различает четыре вида сознания: подсознание, инстинкт — «созна­ние» астрального тела чувств; сознание низшее — сознание ментального тела конкретных мыслей; оба эти сознания принадлежат смертной личнос­ти — «душе». Сознание Высшее — сознание Манаса — Мудрости, Ума Высшего; Сверхсо­знание, Интуиция — Сознание Буддхи — Серд­ца, Любви; оба сознания принадлежат вечной Ин­дивидуальности — «Духу». Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его проявле­ния к подсознанию.

Каждая мысль и эмоция человека имеет свой индивидуальный цвет, но настолько тонкий и про­зрачный, что он не может быть нами видим. Все они оставляют свой след около человека в виде из­лучений. Эти световые излучения вокруг человека имеют название ауры. В настоящее время ученые уже производят удачные снимки аур на особо чув­ствительных цветных фото- и кинопленках.

Основы духовной самодисциплины

Личность — это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя и именно в этой жизни — она заботится только о личном, она откровенно эгоистична. Ин­дивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живет единством человечества, природы. Она — носитель общественных стремлений, носитель коллективизма.

В обычной жизни личность производит силь­ное давление на человека: она старается внушить ему, что именно она есть его истинное «я» — для того, чтобы получить все те «ценности», которые желает для себя. Как же выражается давление тел личности на человека?

Когда у человека есть работа, которую необхо­димо исполнить, его физическое тело желает от­дыхать и гулять или есть и пить. Когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: сколько труда это будет стоить, пусть же кто-то другой сделает это.

Астральное тело человека имеет свои жела­ния — десятки желаний. Оно желает, чтобы он сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого. И хочет оно этого из стремления к страст­ным вибрациям, к беспрестанной их смене.

Ментальное тело человека (тело мысли) жела­ет мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. Оно заставляет, ду­мать человека о собственном прогрессировании, а не думать о работе на Общее Благо и о помощи другим. Во время медитации оно силится заста­вить думать обо всем том, что нужно ему, а не о том единственном, что нужно самому человеку.

«Нет рабства более позорного, чем рабство духа», — сказал Сенека. Независимость и свобо­да духа человека — основа творчества его. Пото­му надо учиться побеждать все, что давит дух твой, — надо освободиться от давления личнос­ти — своего низшего «я».

Физическое тело твое — животное, тот конь, на котором ты ездишь. Ты должен жить, не заме­чая тела, но разумно заботясь о нем. Важно осо­знавать себя не телом, но духом, живущим в теле, всегда чувствовать себя над ним, всегда управлять им. Надо уметь отличать свои желания от желаний своего астрального тела, необходимо не захваты­ваться его чувствами и переживаниями. Твое ментальное тело, твой ум — вовсе не ты, он твое ору­дие. Необходимо распознавание — ты должен быть всегда на страже.

Не принимай тела личности твоей за себя са­мого — ни физическое, ни астральное, ни мен­тальное. Ты должен знать их все, уметь стоять в стороне от них и чувствовать себя господином. Когда твоя личность желает чего-либо, остановись и подумай, действительно ли этого желаешь ты — Индивидуальность. Необходимо найти в себе более пристальное распознавание и способст­вовать разделению в себе личности и Индивиду­альности.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Индивидуальности — голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего «Я» — общественные, альт­руистические, стремления служить — народу, ро­дине, обществу, человечеству, природе; голос лич­ности — голос личный, голос эгоизма; ибо ее стремления — личные, эгоистические: брать, заставить других служить себе. Так по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хоро­шо отличать как голос духа, или Индивидуальнос­ти, так и голос личности.

Способность различения этих голосов дает че­ловеку возможность навести настоящий порядок в своем вокальном дуэте в жизни. Принцип этого порядка таков: низшее подчиняется высшему. В личности чувства должны подчиняться рассудку, интеллекту. В Индивидуальности Разум должен подчиняться Сердцу, Любви, а в общем — лич­ность должна подчиняться Индивидуальности. Надо научиться прислушиваться к этому Высше­му Голосу в себе — осознавать в себе Вечный Огонь, а также подмечать его в других. Такой порядок Агни Йога называет дисцип­линой духа. И добавляет, что такая духовная само­дисциплина — начало всего. Эта самодисциплина означает полную диктатуру Индивидуальности, или духа, над всеми прочими элементами психики человека.

Во всех элементах человека действующим ли­цом является Монада — это индивидуализиро­ванное Божественное «Я» Абсолюта. Ее присут­ствие и дает это чувство «я» как Индивидуальнос­ти, так и личности. Будучи самосознательно, это «я» часто самообманчиво отождествляет себя с тем элементом, в котором она действует наиболее энергично.

У человека чувственного — пьяницы и раз­вратника — его «я» сливается с физическим телом и с природой желаний и страстей (астралом): из них извлекает он свою гордость, мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь — в них. У дель­ца-бизнесмена, хитрого комбинатора и спекулян­та, интенсивно использующего свой житейский ум для наживы — его «я» отождествляется с рассу­дочным эгоистичным интеллектом. Для ученого его «я» заключается в высшем разуме, ибо из дея­тельности последнего вытекают все радости уче­ного, в нем вся его жизнь. Для поэта, живущего интуицией и творчеством, красотой и любовью к человечеству, его «я» совпадает с сердцем — средоточием его жизни. Но бывают случаи — все больше учащающиеся — когда уровень духовнос­ти человека поднимается до высшего синтеза. Че­ловек тогда не только мудро понимает состояние мира; не только сострадает с порабощенным наро­дом; но он совершает волевой подвиг — самоот­верженно борется за его свободу. Так, полнее всех исполняя назначение настоящего человека, он бо­лее всех приближается к истинному «Я» — к Мо­наде.

Огненные центры человека

Огненная энергия производится духовными центрами человека. Этими центрами также воспри­нимается Космический Огонь. Что такое эти ог­ненные центры, называемые на Востоке чакрами?

В физическом теле человека, кроме органов восприятия, находится множество разнообразных желез и целая сеть тончайших нервов, которые сплетаются в узлы и сплетения. Все эти органы, железы, нервы, нервные сплетения и узлы имеют свои соответствия в невидимых телах человека — в астральном и ментальном, а также в бессмертной сущности человека — в Индивидуальности. Эти соответствия называются огненными центрами нашего сознания. За редкими исключениями, все они находятся в спящем состоянии.

Считается, что в человеческом организме этих огненных центров имеется сорок девять, но глав­ных огней, или чакрамов, — семь. Сердце — са­мый главный центр, ибо от него зависят все про­чие. О значении этого центра и его раскрытии бу­дет рассказано ниже. Центр «Чаши» находится над солнечным сплетением на уровне сердца. За­тем идет центр легких. Центр Колокола находится в темени. Глаз Брамы, или Третий Глаз, находит­ся на лбу над бровями. Физический орган центра гортани есть щитовидная железа. Центр Кундалини находится у основания спинного хребта. Раскрытие огненных центров — следствие развития духовности. Центры начинают просы­паться только у высоконравственных людей. Их действие начинается, когда человек духовно со­зрел для этого. Так что это проблема не техничес­кого, а нравственного порядка.

Некоторые люди стремятся ускорить раскры­тие огненных центров в обход нормального разви­тия, без духовного совершенствования, при помо­щи «оккультных» книг, написанных невежественными людьми, или при помощи самозваных «учи­телей», имеющих крохи знания.

Самодеятельное напряжение центров механи­ческими упражнениями, приемами хатха йоги, ритмическим дыханием с задержками является крайне опасным и к нормальному раскрытию не приводит. Физическое и частичное раскрытие од­ного-двух центров может надолго задержать ис­тинное духовное развитие человека. Искусствен­ные насильственные меры нарушают законы и сроки. Несвоевременное, непоследовательное развитие некоторых центров приводит к расстрой­ству нервной системы, к сумасшествию, одержимости и ранней смерти или даже самоубийству. Ускорение процесса раскрытия духовных ог­ненных центров возможно только путем работы морального самосовершенствования. Центры на­чинают открываться только в результате упорной работы над самовоспитанием своего характера. Таким образом, вопрос — как раскрыть духовные центры, иначе говоря, как стать огненным — сво­дится к работе над собой: к приобретению поло­жительных качеств (ибо они возжигают огни в со­ответствующих духовных центрах) и искоренению отрицательных качеств, которые эти огни гасят.

Только так можно обратить на себя внимание Высокого Учителя. Великие Владыки, стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с са­мого раннего детства за теми индивидуумами, ко­торые завоевали себе право на открытие огненных центров. Если человек готов к открытию и транс­мутации своих огней, если его организм и психика достаточно подготовлены к этому и сердце горит устремлением, то Учитель не замедлит проявить­ся. Если ученик готов — готов и Учитель, — гово­рит восточное изречение. Нет необходимости на­хождения Учителя в соседнем доме — Учитель может руководить и на расстоянии.

Развитие огненности духа

Кто хочет Света,

пусть не страшится быть огненным.

Мир Огненный. III, 564

Нужно жизнь наполнить горением.

Мир Огненный. II, 276

Приобретение огненной энергии и раскрытие огненных центров, иначе говоря, развитие огнен­ности достигается самосовершенствованием. Подробно об этом рассказывается в работе «Буду Огненным» — практика морального самовоспи­тания. В этой работе дана подробная методика ра­боты над собой: как произвести самоанализ, как составить план работы над собой, как совершают­ся утренняя медитация, или психозарядка, и днев­ная реализация задуманного и как производится вечерний самоотчет.

В этой работе дано следующее весьма важное предупреждение: если человек собирается совер­шенствовать себя только для своего личного воз­величения, для своих корыстных целей — у него ничего не получится, никаких огней он не достиг­нет. Ибо главным условием успешного духовного продвижения является устремление и готовность к служению Общему Благу. Когда такое устремле­ние утвердится, станет второй натурой — тогда будет оправдано самосовершенствование, само­развитие. Только тогда достижение огненной энергии будет несомненно.

Только самоотверженное служение благу все­го человечества обусловит истинный прогресс ин­дивидуальности человека. Ее эволюция возможна только при служении Общему Благу во имя эво­люции всего человечества, эволюции природы и всего Космоса. Эти все эволюции взаимообуслов­лены — одна без другой не может. В самосовер­шенствовании заложен весь смысл существова­ния — как отдельного человека, так и всего чело­вечества.

В чем суть работы над собой? Она представ­ляется двоякой: 1. Огненное очищение личнос­ти — изгнание всякого зла из нее, искоренение всех отрицательных качеств — страстей и поро­ков, дисциплинирование личности, превращение ее в послушное орудие. 2. Раскрытие и развитие Индивидуальности — ращение добра в себе, рас­крытие всех вложенных в Индивидуальность божественных начал, развитие всех положительных моральных качеств характера.

Как холод означает отсутствие тепла, а тьма — света, точно так же страх — это отсутст­вие мужества, раздражение — самообладания и т.п. Отсутствие определенных положительных ка­честв Индивидуальности (Духа) вызывает соответствующие отрицательные качества личности (души), которые, таким образом, являются как бы болезнями или язвами. Агни Йога говорит: «Не мудро сказать — вырви скверну твою, но лучше сказать — пусть благо наполнит сущее твое. Пусть утро заменит ночь!»

Поэтому процессы очищения личности и раз­вития Индивидуальности идут параллельно и од­новременно: каждое развиваемое положительное качество изгоняет противоположное ему отрица­тельное качество. Такой работой над собой дости­гается развитие огненности — приобретение ог­ненной энергии и раскрытие огненных центров.

Какие качества следует развивать?

Все приобретаемые качества нужны человеку прежде всего для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Для того, чтобы способствовать прогрессу человечества. Помочь утвердить на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Так, пер­вую группу составят качества служения Общему Благу (в скобках указаны соответствующие отрицательные качества личности):

Чувство долга (пренебрежение обществен­ным долгом);

Правильное отношение к собственности (собственничество, скупость, алчность);

Правильное отношение к труду (тунеядст­во, лень);

Чувство нового (косность, пережитки);

Общественная активность, инициатив­ность (пассивность, равнодушие, квиетизм);

Готовность к служению человечеству (ко­рыстолюбие);

Готовность к борьбе со злом (непротивле­ние злу);

Самоотверженность (карьеризм, самолю­бие);

Готовность к подвигу (конформизм, оппор­тунизм, легкомыслие );

Эти качества являются первыми ступенями к огненности.

В настоящее время, с окончанием темной эпохи, или Кали Юги, завершился тот длительный пери­од, когда развивался разум человека. На сей цикл эволюции разум уже достиг апогея своего развития. А теперь начинается Сатия Юга — период интен­сивного развития следующего аспекта человечес­кой Индивидуальности — сердца (любви).

Сердце — это та область духа человеческого, из которого исходит вдохновение на людей, вооду­шевленных высшими стремлениями и идеями. Это центр самоотверженной любви, сострадания, ге­роизма. Это центр интуиции, или чувствознания, центр сверхсознания. Сердце остерегает человека от ошибок, предупреждает об опасности.

Значение сердца в том, что оно — средоточие огненной энергии. Нельзя постичь пламень, не по­нимая мощи сердца, обители Агни. Смысл поль­зования огненной энергией лежит в области серд­ца. Высокие эмоции выводят из состояния обыч­ности, повышают вибрации, которые утончают и открывают наши огненные центры — чакрамы. Все духовные центры зависят от главного — от нашего сердца. Потому раскрытие центров начи­нается с воспитания сердца. Так, развитие сердца в нашей эре является наиглавнейшей задачей.

Так, во вторую группу войдут качества серд­ца, «сердечные качества»:

1. Ведущие к братству:

Коллективизм, единение (эгоизм, индиви­дуализм, самость)

Братское соревнование (ревность, зависть)

Уважение к человеку (умаление)

Вежливость (грубость)

Благодарность, признательность (неблаго­дарность)

Доверие (недоверие, подозрительность) Верность (предательство, вероломство, из­мена)

Дружба и братство (презрительность, враждебность, ссоры)

2. Ведущие к любви:

Терпимость (нетерпимость, фанатизм);

Неосуждение (осуждение, пересуды, клеве­та, вмешательство в чужие дела);

Необидчивость, немстительность (обид­чивость, мстительность);

Дружелюбие, культура общения (недруже­любие);

Чуткость и бережность (нечуткость);

Стремление помочь (отказ в помощи);

Сострадание, сопереживание (жестокость);

Любовь (ненависть, злобность);

3. Ведущие к радости:

Совесть (самодовольство, самоуспокоен­ность, бессовестность);

Моральная чистота (лживость, низость мысли);

Благородство, великодушие (мелочность, малодушие);

Чуткость к красоте (пошлость, безвкусие);

Оптимизм (пессимизм);

Радость (печаль, уныние);

Торжественность (обыденность).

Особенно этими качествами приобретается огненность человека!

* * *

Заповедуются непоколебимость и твердость духа. Только при наличии такой твердости можно строить. Твердость не есть жестокость или что-то противоположное мягкости. Это, скорее, сила крепости. Она выражается в несокрушимой воле, идущей навстречу раскрытию духовкой жизни. Все, что принимает сердце извне, должно пройти сквозь его твердость. И ничто не поколеблет его устремленность.

Так, третья группа состоит из качеств воли — «волевых качеств»:

Терпение (недовольство, нетерпеливость);

Самообладание (раздражительность, гневли­вость, волнение);

Собранность (разболтанность, рассеянность, хаотичность);

Устремленность (удовлетворенность, распу­щенность);

Мужество (трусость, страх);

Преодоление препятствий, трудностей, опасностей (уклонение от препятствий, труднос­тей, опасностей);

Стойкость перед испытаниями, невзгодами, страданиями (саможаление, отчаяние).

 

В вопросе развития огненной энергии многое зависит от сознания. Можно лишь светлым созна­нием управлять психической энергией. Чем выше сознание, тем более высокого качества будет ог­ненная энергия. Поэтому тот, кто хочет приоб­щиться к этой высшей мощи огня, должен позабо­титься об улучшении и повышении своего созна­ния. Расширение сознания способствует утонче­нию и преображению наших духовных центров. Развитие сознания напрягает все центры. Откры­тие огней очень зависит от утончения сознания.

В основу утверждения сознания надо поло­жить знание. Деление на знание и невежество бу­дет делением Света и тьмы. Поэтому изгоняйте всякое невежество и без напыщенности просто больше знайте. Познание должно наполнять всю жизнь. Сознание как вещество тончайшее должно быть всегда пополняемо. Знание есть путь огнен­ный. Знание раскрепощает человека. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и раз­меры великого плана эволюции и сложность жизнестроения. Потому — не только самовоспита­ние, но и всестороннее самообразование!

Расширение сознания приведет к Мудрости. Она живет в глубинах духа. И пробудить ее в себе может только сам человек. Мудрость есть глубо­кое проникновение сердца в мировую сокровищ­ницу и познание скрытых причин всего. Мудрость принадлежит каждому просветленному сердцу, раскрытому в понимании жизни.

Так, четвертую группу составляют качества мудрости:

Простота и скромность (самомнение, гор­дость, высокомерие, честолюбие, тщеславие, чванство, зазнайство, амбиции);

Честность, чувство чести (лицемерие);

Правдивость (неправдивость, лживость);

Искренность (фарисейство, ханжество);

Чувство соизмеримости (несоизмери­мость);

Внимательность, наблюдательность (не­внимательность, ненаблюдательность).

Вмещение, синтез (предубеждение, сомне­ние, скептицизм, шатание).

Развитие лишь одного качества не дает общего следствия. Если кто-то постарался не скверносло­вить, другой не раздражаться, третий не бояться, то такие полезные подробности будут все-таки от­дельными рычагами: не поднимет каждый всю тя­жесть. Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный.

Также мало того чтобы владеть лишь некото­рыми качествами — нужно познать их полное со­четание. Только радуга синтеза дает продвиже­ние. Для долгого пути соберем возможно больше качеств; пусть каждое из них будет лучшей степе­ни! Путь не краток, и каждый запас будет поле­зен. Кто дерзнет утверждать, что то или иное ка­чество ему не пригодится? Именно случается, что самое пренебреженное будет спешно нужно. Так мы поймем все качества, потребные для того, что­бы стать огненным!

В указанной работе «Буду Огненным» даны исчерпывающие характеристики всех моральных качеств, подлежащих внедрению в характер чело­века.

Путь ученичества

Выше мы проследили восхождение человека, начиная с зачаточной души до состояния духовно­го развитого человека, отметив различные ступени развивающегося сознания, начиная от смутных ощущений дикаря до отчетливой работы мыслите­ля. Теперь скажем о последних ступенях челове­ческой эволюции, которые для огромного боль­шинства человечества еще впереди; они уже пройдены небольшим числом старших сынов нашей ра­сы, и в наше время их проходят наиболее опере­дившие остальное человечество — это так назы­ваемый путь «ученичества». Если эволюция чело­веческого сознания на ее низких ступенях могла происходить помимо сознательного участия в этом процессе самого человека, то переход сознания его за пределы обыкновенного сознания, до ступени сверхчеловека или богочеловека, не может совершиться без сознательного устремления к этому са­мого человека и без участия в этом процессе Учи­теля Мудрости, одного из Великих Иерархов.

Вступление на путь ученичества — это вступ­ление на ускоренный путь развития сознания с це­лью достичь высшей ступени эволюции человека. Решивший стать учеником подобен человеку, ко­торый вместо кружного пути, медленно ведущего к намеченной цели, к вершине горы, избирает еле заметную крутую тропинку, ведущую прямо квер­ху, через скалы, заросли и дебри. Конечно, такой путь избирают лишь наиболее решительные, му­жественные и устремленные, и, конечно, такой путь легким быть не может. Этот путь имеет боль­шие трудности и предъявляет большие требования к желающему вступить на него.

Учителя не перестают наблюдать за человече­ством и отмечают всех, кто благодаря чистой жиз­ни, бескорыстному труду ради общего блага, бла­годаря умственным усилиям, обращенным к бла­городной цели и искренней преданности идеалу, становится во главе человечества, делаясь способ­ным воспринять усиленное духовное воздействие. Каждый желающий воспринять подобное воздей­ствие должен обладать особенной восприимчивостью. Когда человек своими личными усилиями пробивается в передовую человеческую волну, выказывая при этом любящую и бескорыстно дея­тельную натуру, в таком случае он становится предметом особого внимания со стороны неусып­ных хранителей расы, и его ставят в условия, бла­гоприятные для проявления его духовных сил. И по мере того как он успешно выдерживает испыта­ние, он получает дальнейшую помощь, пока стремление не приведет его к вратам Пути.

Его вступление на Пугь ставит его в положение ученика, или челы, находящегося на испытании; один из Учителей Мудрости и Сострадания принимает его под Свое покровительство и помогает ему на узком и крутом Пути. Учитель видит его усилия, направляет его шаги и приводит его к условиям, наиболее благоприятствующим его прогрессу, следя за ним с нежной заботой и мудростью.

Тех, которые готовы исполнять определенные условия, Учителя допускают в число Своих учени­ков с целью ускорить их эволюцию и пополнить ими ряды Братства. Принятие в ученики есть ве­личайшая привилегия, есть редчайшее явление, но зато и великая ответственность! Что же делать, чтобы заслужить, чтобы стать достойным такой величайшей привилегии? Сказано, что «когда ученик готов, Учитель не замедлит». Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные ус­ловия? Определенные качества, которые ученик должен с самого начала приобрести, ставятся пе­ред ним как условия для ученичества. На этой на­чальной ступени не требуется доведения их до со­вершенства, но ученик должен хотя бы отчасти ов­ладеть ими, прежде чем он будет допущен к Посвящению.

Первым условием является устремление и го­товность к самопожертвованию в служении Об­щему Благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения. Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце и станет второй натурой, тогда достижение сокровенной цели не­сомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всей искренностью — действительно ли имеет­ся такое огненное устремление и самоотвержение и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоис­тическое желание больших знаний прежде всего для корыстных целей? Малейшие признаки такого скрытого желания являются самым большим пре­пятствием на пути духовного продвижения. Для успеха нужно понимание, принятие и несение по­двига самоотречения в жизни.

Вторым условием на пути приближения к Учи­телю является установление правильного отноше­ния к Нему. Об этом подробно рассказано выше. Любовь и преданность, почитание и признатель­ность — этим должно гореть сердце кандидата в ученики. Преданность надо показать Учителю на деле — преодолением всех препятствий. Для ско­рейшего самоусовершенствования и развития ду­ховности самое необходимое условие есть непре­станное памятование об Учителе, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. Что бы мы ни делали, мысль наша должна держаться около Него, все совершается во Имя Его.

Третье условие — работа над собой. Для того чтобы стать принятым учеником, следует, прежде всего, работать над своей нравственной, духовной стороной жизни, что дает неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие — это про­стейший путь к приближению. Связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мыш­ление и долгим, упорным трудом над собою. Глу­бокое, всесторонне продуманное уяснение себе всех качеств, которые необходимо приобрести для того чтобы стать принятым учеником, чрезвычай­но важно. В отдельной работе «Буду Огненным» указано, как работать над собой; там же (а также в последней части настоящей работы) перечислены все качества, которые необходимо приобрести. Без этих основных качеств, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великому Учи­телю, никто не сможет быть принят в ученики, не­смотря даже на большие интеллектуальные способности.

Принятием ученика Учитель возлагает на себя страшную тяготу, которую невозможно предста­вить себе, не зная сокровенных законов. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в свое созна­ние, т. е. с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, может знать каждую его мысль, каждое его чувство.

Можно понять, как для высокого сознания Учителя должны быть тяжелы и нестерпимы дис­гармонические вибрации, порождаемые неочи­щенным мышлением ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной со­кровенной связи с Учителем. Каждая дисгармони­ческая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно пресечь эту связь. Но каждое обрывание серебряной нити болезненно обоюдно и несет свои последствия.

Это только часть тяготы, о другой сейчас гово­рить не приходится. Потому Великие Владыки, стоящие на Несменном Дозоре, направляющие мировые процессы для удержания равновесия ми­ра и ведущие гигантские космические битвы, мо­гут приближать лишь тех, в ком Они уже не со­мневаются, кто прошел и очистился, через многие огненные испытания, и проявил свою готовность, преданность и самоотверженность не в условиях благополучия, но на краю пропасти.

В древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготов­ленные опасности и искушения, и лишь ничтожное их число выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отмене­ны, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуж­дения, взвешиваются его способности находчиво­сти, мужества, зоркости и осмотрительности, че­стности и преданности и т. д., и, конечно, как и раньше, мало кто выдерживает.

*** ***