От старых йог к Агни Йоге (начало Огненной Эпохи)

Индийские йоги

Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит соединять. Литовский ко­рень «юнг» (соединять, ярмо) и русское слово «иго» — от того же корня.

Первоначальное зна­чение слова «йога» было очень близким значению слова «ярмо». Глагольный корень «юг» означал: присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели. Следовательно, в первом значении корень «юг» заключал в себе идею приготовления к тяжелой работе, точно так же, как обыкно­венное европейское выражение «впрягаться во что-нибудь».

Йога — это система морального самосовер­шенствования, являющаяся частью многих рели­гиозно-философских концепций Индии.

Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключа­ется в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как Йога считает, что от этого под­чинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Если целью ставится развитие сверхнормаль­ных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется Йогой. То же слово употребляется для обозначения умственной тре­нировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, для достиже­ния духовного совершенства.

Существуют четыре основных йоги — Карма Йога, Жнана Йога, Бхакти йога, Раджа Йога. Об этих Йогах подробно рассказано в четырех книгах, написанных индийским философом С. Вивеканандой и изданных в 1914-1915 гг.; на русском языке они были изданы в России в доре­волюционное время.

Карма Йога есть путь активного действия.

Тайна правильного труда, или правильной дея­тельности, которой учит Карма Йога, заключает­ся в том, чтобы работать ради работы, а не ради награды, результатов; делать, о плодах не забо­тясь, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои силы и способности. Последова­тель этой Йоги совершенно не обращает внимания на успех или неуспех в своей жизни, он старается делать лучшее, что он может, старается вклады­вать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть.

Жнана Йога есть путь знания, познавания — путь мудрости. Незнание есть невежество, и оно есть источник всех других иллюзий эгоизма и привязанности к низшему «я» и к миру форм. Но Жнана Йога стремится освободить нас от сна не­вежества. Жнана Йога, непрерывно упражняя свои способности различать реальное и ложное и стре­мясь подняться выше всего относительного и ус­ловного, приходит к реализации абсолютной, не­изменной, вечной истины.

Бхакти Йога есть путь любви. Слово «бхакти» значит благоговейное поклонение, преданность, любовь к Божественному Началу. Бхакти Йога есть метод благоговейного отношения, при помо­щи которого достигается обращение души с Выс­шим, эмоциональное приобщение к Божеству.

Раджа Йога есть путь развития духа, путь концентрации и медитации, то есть сосредоточе­ния ума рупорных размышлений на высокие темы. Раджа Йога обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила со­средоточения, а также сила воли. Она ставит зада­чу научить человека владеть собой, полной дис­циплине ума.

Указанные выше четыре Йоги, тысячелетиями практикованные в Индии, уже теряют свой смысл, ибо для нашего времени они уже устарели. Прини­мая за основание определенное качество жизни, они оберегали человека от всей действительности. Теперь же нужна такая система, которая обняла бы сущность всей жизни.

Необходимо упомянуть еще одну форму йоги, наиболее популярную у нас и на Западе, но имеющую очень мало общего с настоящими Йогами. Это Хатха Йога — система сложных физических и дыхательных упражнений. По существу, Хатха Йогу называть Йогой даже и не годится, так как, не ставя перед собой никакой высшей цели и огра­ничиваясь лишь физическими упражнениями, она не отвечает значению слова «йога». Ее практикование, добиваясь лучшего здоровья или «йогических сил», чаще всего дает противоположные ре­зультаты. Применение физических, и в особенно­сти дыхательных, упражнений Хатха Йоги может нарушить гармоничную деятельность нервной си­стемы и повредить психику.

В основе некоторых механических упражне­ний Хатха Йоги лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Эти упражне­ния раздражают, кроме того, и другие легкоразд­ражаемые нервные плексусы. Но эти усугубления отдельных центров, эти частичные усилия, как и все насильственные упражнения, ни к чему высо­кому не приводят.

Никакая пранаяма (дыхательные упражне­ния) не даст высоких следствий, ибо пранаяма, ка­саясь лишь внешнего человека, не может преобра­зить внутреннего, преображение которого есть цель всех истинных Учений. Никакими механиче­скими упражнениями духовность не достигается.

Мало того, насильственные упражнения очень вредны. Раздражение нервных центров вызывает самые неожиданные результаты. Известны слу­чаи, когда человек, став на голову, тут же терял зрение. От чрезмерного давления крови, вызыва­емого механическими упражнениями, происходят несчастья.

При предрасположении к какому-либо органическому заболеванию, оно может усилить­ся; например, при слабых легких часто развивает­ся чахотка, при склонности к сексуальности может получиться половое извращение и т.п. Насильст­венные упражнения Хатха Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия, затем приводят к идиотизму и сумасшествию.

Наступление Огненной Эпохи

Огонь у порога.

Мир Огненный. 1, 582.

Космический Огонь есть Источник Жизни. Все формы Жизни — от самой высшей до самой низшей — в основе имеют Огонь. Он — основа всего сущего, основа мироздания, основа творче­ства. Он находится везде и во всем, и все в себе со­держит. Будучи основой всякой Жизни, Огонь есть соединитель — после его отхода начинается разложение, смерть формы.

Физический огонь есть низшая форма Косми­ческого Огня; вызванный из пространства и види­мый при процессе горения, по окончании горения он возвращается к своей невидимой форме. Нео­бычно построение, когда самое основное пребыва­ет незримо, но готово проявиться везде наипрос­тейшим образом. Огонь приближается к жизни чаще, нежели думают.

В древнеиндийских священных книгах Пуранах сказано: на смене эпох люди будут безумство­вать, и если это безумие перейдет границы, то ог­ненное очищение будет единственным исходом. Агни Йога уточняет: ямы темноты на Земле тре­буют сильной дезинфекции, поэтому к планете приблизится Космический Огонь. Он пронижет все ядовитые испарения, разложит все скопления тьмы, истребит все порождения и нагромождения. Огонь уничтожит все силы, которые противятся приходу Новой Эпохи.

Итак, давно возвещенная Эпоха Огня насту­пает в наше время. Великая Огненная Эра завер­шает уходящую темную эпоху — Кали Югу, она насытит пространство Огнем Нового Мира — светлой Сатия Юги — и принесет человечеству великие перемены и великие достижения.

Агни Йога указывает, что Новая Эра могучих энергий и возможностей, в отличие от прежних эпох, вместо постепенной эволюционности насту­пит стремительно. Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космичес­кого Огня — приблизятся к нашему плану и со­здадут новые условия для жизни в Новой Эре, Го­воря о приближающихся воздействиях космичес­ких энергий, Агни Йога предупреждает об осо­бенностях ближайшего будущего.

Так приближаются необычные времена, при­ходит опасность огненная. Над нашей планетой уже сгущается великий жар — особенный хи­мизм. Приходит срок, когда стихия Огня должна будет излиться в катаклизмы, она вызовет разрушительные землетрясения и другие пертурбации. Кроме того, новые огненные энергии неизбежно вызовут новые тяжкие заболевания, огненные бо­лезни, новые эпидемии.

Уже много знаков наступления Огненной Эпохи появляется. Уже начинаются необъясни­мые огненные эпидемии, иссушающие легкие, гор­тань и сердце. Распространяются новые виды ду­шевных, мозговых и сонных заболеваний. Но внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям, ибо нельзя к новым врагам, создан­ным современной жизнью, применять старые средства.

Страшные деяния человечества несут свою тяжкую Карму и ведут его к своему року — к ис­куплению. Действия людей вызывают подземные огни на поверхность. Огонь ищет выхода. Просы­паются вулканы великие. Все потухшие очаги вновь просыпаются к своей огненной жизни. Весь вулканический пояс сейчас необычно напряжен. И в новых местах появляются неожиданные про­рывы, а самые опасные — на дне океанов, где кора очень изъедена. Неминуемы гигантские катаклиз­мы — ими всегда сопровождается смена эпох, как это было при конце Лемурии и Атлантиды.

Очень ужасны приближающиеся огненные волны, если о них не знать. Ведь люди не знают, как принять огненные возможности — они не зна­ют, что суждено огненное приобщение. Люди могут вместо наполнения силою Огня начать пробовать изощряться в противодействии. Но ни жесто­кость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не по­могут от огненных волн. Не столько стыд, сколько страдание понудит к поискам спасения.

Наступает Эра Огня — надо найти мужество и разум принять ее. Человечество подошло к такой ступени своей эволюции, когда люди должны овладеть стихией Огня. Можно иметь ее другом или врагом. Она или будет осознана и законно прило­жена, или опалит неразумие несознательности. Овладение стихией Огня является необходимым условием вступления в Новую Эпоху.

Сказано в Агни Йоге, что, кто не убоится ог­ненной стихии, пройдет с Космическим Огнем. Но чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в свое со­знание. Своевременно осознав его, можно избе­жать множества потерь.

Как же начать это осознание? «Прежде всего, надо знать, что Огонь составляет сущность наше­го духа. Дух, зерно огненное, происходит от Еди­ного Огня. Надо понять, как огонь нашего микро­косма созвучит с Великим Огнем Макрокосма. Нужно понять огненное зерно духа и молчаливо установить его связь с Космическим Огнем. Нуж­но, чтобы при приближении огненных энергий лю­ди не стыдились признать в себе Огонь Единый, неизменный для всей Вселенной! Нужно прило­жить это сокровище вселенское ко всему укладу жизни!»

Для того чтобы ассимилировать Космический Огонь, надо стать родственным с ним — надо са­мому стать огненным! В этом вся суть сознательного приема огненных энергий! А как растить огненность духа — об этом говорит Агни Йога.

Своевременность Агни Йоги

Чтобы научить людей, как стать восприемни­ком космических огней и как управлять волнами пламени, на помощь человечеству дается новая Йога, названная Учением Агни Йоги. Эта Йога учит, как пережить наше опасное и грозное время. Учение Агни Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противосто­ять той опасности, которая будет угрожать всяко­му при приближении огненной стихии. Оно ука­зывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.

В нашем столетии вспыхнут знаки различных неусвоенных энергий. Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движе­ния, если не подойти к ним путями, указанными в Агни Йоге. Сказано, что когда воздействие ог­ненной стихии увеличится, человечество явит па­нический испуг и хаотичность действий и люди начнут метаться в ложных направлениях. Таково будет воздействие Огня, непонятного и неприят­ного. Потому Агни Йога дана ко времени — она приносит зрячим знаки истинного пути. Пусть имеют время освоиться, помня о краткости срока. Вот почему важно именно теперь обратить внима­ние на изучение книг Агни Йоги. Она является не только очередным расширением возможностей человечества, но и должна привести к сочетанию космические энергии, к сроку достигающие нашу планету.

Агни по-санскритски Огонь. Так, Агни йо­га — Огненная Йога — Огненный Путь. Так, пути Агни Йоги есть Свет на Пути. Путникам предоставляется путь — Агни Йога укрепит тех, кто сознал своевременность этого Учения. «Не нужно ждать часа, когда поток погонит толпы ищущих спасения — это будет познание бича ужаса. В час вихря лишь в Учении будет вся на­дежда людская. Тогда обернут головы от земли, и, может быть, впервые узрят огонь неба и дальние миры. Вихрь заставит подумать об огне простран­ства и о будущих существованиях».

Каждая фаза Откровения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается падением нравственности — значит, Агни Йога направляет, прежде всего, к утверждению нравст­венных устоев. Потому Учение Агни Йога назы­вается еще и Учением Живой Этики. Ведь в на­стоящее время, как говорит Агни Йога, «Священ­ная Этика превратилась в дурацкий этикет и сде­лалась печатной этикеткой».

Потому Агни йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершен­ствование каждого человека Новой Эпохи. В кни­гах этого Учения разбираются исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те качества, ко­торые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в мире мыс­ли. Говорится о формировании огненного человека Новой Эпохи — о развитии огненной энергии в нем. Также говорится об ученичестве: имеется в виду достижение возможности стать учеником Махатм.

Живая Этика ведет к ощущению своего един­ства с окружающим миром и — в силу этого — своей ответственности за него. Как указывает Рубцов, уже в середине 20-х гг. в третьей книге Учения Агни Йоги, в книге «Община», поднимал­ся вопрос об охране биосферы — вопрос, вся важ­ность которого стала ясна спустя сорок лет.

«Мы учим улучшать бытие исходя из возмож­ностей самой жизни». «Учение дается не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни». По­этому Агни Йога называется также «Учением Жизни». Как огонь является всесвязующим нача­лом, так Агни Йога проникает всю жизнь. Это Учение усматривает все понятия, которые являют­ся основами жизни. Оно дает широкое и ясное по­нимание самых сложных вопросов бытия; оно дает самые жизненные и практические советы; оно дает самые определенные и прямые указания, как по­ступать и что делать. По своей широте мысли, Учение Жизни дает ответы на все запросы. Агни Йога принимает во внимание все сложные пробле­мы современности. Агни Йога выдвигает идею единства человечества и возвышает ее от «Общины» до всеобщего Братства и космического со­трудничества, к которому ведет путь эволюции. Агни Йога соединяет земное знание с космичес­ким пульсом. Изучение Агни Йоги приближает человека к дальним мирам, вернее, учит, как обре­сти космическое сознание и сотрудничать с Кос­мосом.

В чем разница и сходство Агни Йоги с древни­ми индийскими Йогами? Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными эле­ментами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным.

Жнана Йога, Бхакти Йога, Раджа Йога — все они оберегают от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. И тогда как эти три Йоги слишком отрывали человека от жизни — Агни Йога отличается тем, что подвиг ее должен явиться в жизни. Накопление явлений в жизни показывает, насколько Йога Жизни выше искусст­венного возвышения вне действительности.

Агни Йога обобщает весь опыт прежних Йог, беря из них лучшее и пригодное для будущего, ибо возвышает и объединяет их суть: труд, мудрость, любовь, волю — в одно целое. Агни Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближе­ния Огненной Эпохи именно Агни — Огонь, в равной степени лежащий в основе всех Йог, на­столько будет проникать в окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе.

Агни Йога, как и все Йоги, данные из Высших Источников — древнее, но тайное Учение. Но­вым и значительным является его обнародование для всех, которое стало возможно в связи с на­ступлением Новой Эпохи. Учение Агни Йоги да­ется для будущего, оно — предтеча великой Эпо­хи. Не новое оповещается, но к часу нужное. По­лезное Учение дается не для новизны, но для сло­жения новой достойной жизни.

В книге Рериха «Сердце Азии» об этом Уче­нии сказано: «Агни Йога в полном согласии с новыми про­блемами науки намечает знаки изучения тончайших энергий. То, что недавно общо называлось учением воли и сосредоточения, то Агни Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современ­ной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не ухо­дите от жизни, развивайте способности вашего ап­парата и поймите великое значение духовной энер­гии — мысли и сознания как величайших творя­щих факторов.

Учение Шамбалы — это целое учение о жиз­ни. Самые практические советы даются в этом учении с Гималаев. Оно очень близко каждому сильному и ищущему духу. Слишком долго люди оставались в низшем состоянии. Они должны то­ропиться овладеть сужденными блестящими воз­можностями».

Книги Учения

«Третья книга Учения Агни Йоги «Община» начинается следующими словами: «Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы сотрудничества и общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения наших Гор. Если мышление твое еще не очищено истинным моло­том и серпом — найди книгу "Озарение" и книгу "Зов"».

Эти две книги предшествовали «Общине» — они были изданы в Америке, еще до посещения Рерихами Москвы, и тоже, как и «Община», предназначены для России.

Первая книга Учения вышла в 1924 г. — «Листы Сада Мории». Она также называется «Зов» — имеется в виду зов к новой жизни. Эта книга начинается словами: «В Новую Россию Моя первая Весть!» Первая книга звала к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. В ней короткими отдельными фразами, в красивой поэтической форме рассыпаны перлы многовековой мудрости, дан первый аккорд той симфонии, которая содер­жится в Учении, набросаны эскизы картин буду­щей жизни. Каждая фраза, каждое слово полны глубокого значения и заставляют много думать, чтобы понять и явный, и скрытый их смысл.

Следующая книга — «Листы Сада Мории» («Озарение») — вышла в 1925 г. Вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания. Как сказано, первым при­знаком расширения сознания является идея Об­щины и Общего Блага. В книге даны первые ука­зания необходимой работы и того направления, чтобы приобрести право на вступление в Новую Эру и Новый Мир.

Третья книга — «Община» (1926-1927) — содержит учение об общинной жизни. По сущест­ву, это было развернутое обращение Махатм к со­ветскому народу как продолжение Их Послания, привезенного Рерихами в Москву в 1926 г. и не дошедшего до народа.

Первые три книги служат как бы введением ко всей последующей серии книг Агни Йоги. В них уже затронуто большинство вопросов жизни, получивших разработку и освещение с других углов зрения в следующих.

Четвертая книга Учения называется «Агни Йога». Она вышла в 1929 г. О том, что такое Аг­ни Йога и какое значение для будущего имеет сти­хия Огня, будет подробно рассказано ниже.

Пятая книга — «Беспредельность» (1930) — есть высшая космогония. В ней говорится о зако­нах мироздания и об эволюции жизни, о действии и взаимодействии бесчисленных космических энергий, о влиянии небесных светил и их лучей на эволюцию человечества и развитие жизни, о даль­них мирах и о многом другом.

Дальнейшими томами являются «Иерархия» (1931) и «Сердце» (1932). Как о Иерархии, так и о значении сердца в наступающую эпоху будет по­дробно рассказано в следующих главах сей работы.

«Почему сначала дана Беспредельность, по­том Иерархия, затем Сердце? Сначала указано направление, в котором человек должен следо­вать, затем ему указаны Проводники в Беспре­дельность — это наши Руководители, Старшие Братья человечества, Махатмы Шамбалы; но средством для приближения к Иерархии и Бес­предельности может служить лишь собственное сердце человека».

И лишь усилиями своего сердца можно до­стигнуть того высшего Огненного Мира, о кото­ром говорят следующие книги — «Мир Огнен­ный» (первая часть вышла в 1933 г., вторая — в 1934 г., третья — в 1935 г.).

Последними вышедшими в свет книгами Уче­ния Агни Йоги являются «Аум» (1936) и «Брат­ство» (1937). Дальнейшие книги Учения («Над­земное» и др.) готовились к печати, но по услови­ям военного времени не могли быть напечатаны. Книги Учения Махатм были изданы на рус­ском и английском языках на Западе — в Амери­ке, в Париже, в Риге. Как видим, эти книги начали выходить, начиная с 1924 года. И хотя они свободно продавались в книжных магазинах всего мира, доступ в СССР был для них закрыт — здесь уже началась «сталинская эпоха». Также эти книги были уничтожены в Германии, когда там воцарилась «гитлеровская эпоха».

В Прибалтике до 1940 г. книги Учения могли быть свободно приобретаемы; в Риге было изда­тельство этих книг. А когда прибалтийские рес­публики были оккупированы и стали советскими, книги Учения сразу были изъяты из всех книжных магазинов и общественных библиотек.

Истинно, настает время и уже настало, когда должны быть осмыслены Основы Жизни. Пришло время исследовать и познать Законы Бытия, чтобы начать жить полной и сознательной жизнью. Толь­ко знание устоев жизни может преобразить нашу жизнь, может направить к тому будущему, о кото­ром мечтает каждый разумный человек, стремя­щийся к Прогрессу и к Общему Благу.

«Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религии. Там, где видимое неверие, там уже близка жатва Господня. Но где лицемерное благолепие — там меч готов. Пример Савла будет назиданием».

«Видно, где может быть осознано начало син­теза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Маятник, сильно пущенный в одну сторону, с таким же раз­махом качается и в другую».

«Квасная религия уходит, и на смену этому от­жившему пугалу Иван Стотысячный требует но­вого света, новой духовной пищи и новых догма­тов, оправданных разумом и логикой».

«В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь Путь. Мои из­бранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу».

«Не далек тот день, когда будут искать всех, могущих принести крупицу истинного Знания».

*** ***