Введение в Агни Йогу Становление

Степанос Стульгинскис

(Степан Викентьевич Стульгин­ский)

Введение в Агни Йогу

Становление

1. От легенды — к реальности

(о Шамбале и Махатмах)

И в небе, и в земле сокрыто больше,

чем снится вашей мудрости, Горацио.

Шекспир. Гамлет, 1,5.


Легенды Востока о Шамбале


Легенды — это осколки старой правды. Е. Баратынский

На необъятных просторах Азии с давних вре­мен по сей день живут легенды о далекой, сокро­венной, священной стране. Среди самых высоких, неприступных гор сокрыта эта страна. Заснежен­ные пики гор защищают от холодных леденящих ветров чудесные долины с реками и водопадами, с роскошными садами. Имя этой самой прекрасной в мире страны — Шамбала.

В ней живут не обычные люди, а великие по­движники, Мудрецы. Их называют Махатмами, что значит Великие Души. Легенды говорят, что Махатмы достигли физического совершенства. Что Они живут полной духовной жизнью, облада­ют высокой мудростью. Что Они постигли тайны Бытия, накопили колоссальные знания: о законах Космоса и Природы, о прошлом и даже о будущем. Что Они умеют управлять мощными внут­ренними тайными силами. Что Они могут путеше­ствовать в Космосе и жить на других планетах.

И еще легенды говорят, что все свои необы­чайные знания Махатмы хранят в великой тайне и никому их не выдают. И что Они поступают так потому, что знание — великая сила. В особеннос­ти знание сокровенных тайн Космоса и Природы, а также знание необычных возможностей челове­ческого организма. Эта сила может быть огром­ной, а потому и крайне опасной, если будет упо­треблена злыми эгоистичными людьми во вред другим. Что это справедливо, показывает пример нашей современности: накопление запасов смертоносного термоядерного оружия грозит нашему миру гибелью человечества и всей нашей планеты.

Вот почему так заботливо охраняются доступы к этой горной стране, вот почему она абсолютно не доступна для проникновения чужих людей. Непроходимые пропасти и снежные лавины пере­крывают пути к ней. Никто не найдет дорогу в Шамбалу, кроме тех, кто позван ею, — немногих избранных, самых добродетельных, самых чест­ных, победивших эгоизм, преданных служению Общему Благу. Именно тому, чему посвящено су­ществование, вся жизнь и все силы самих Махатм.

Махатмы пристально следят за всем, что про­исходит во всем мире. В своих магических зерка­лах Они могут видеть любое место планеты.

Они направляют жизнь человечества, Они ру­ководят его эволюцией. Они стремятся просве­тить все народы и дать им направление, оказать им помощь, если только она не будет ими отринута.

Кроме устных легенд и сказаний, известны еще и письменные источники. Существуют древ­ние тибетские манускрипты, упоминающие Шам­балу. Некоторые из них были опубликованы в 60-х годах в Индии. В одной из этих книг была приведена некая загадочная карта. Советский исследователь Б. Кузнецов нашел к этой карте ключ. Оказалось, что на карте изображены стра­ны глубокой древности: государство Элам, Стра­на саков, Бактрия, Вавилон, Египет и другие. И среди этих известных стран на карте обозначе­на и страна Шамбала.

Тибетским Таши-Ламой Третьим написана книга «Путь в Шамбалу», перевод этого манус­крипта был издан профессором Грюнведелем. Упоминания о Шамбале находятся в древних ин­дийских Ведах, также в последующих Пуранах и в индийском эпосе Махабхарата.

Имеются данные, что древнекитайский фило­соф и мудрец Лао-Цзы, автор знаменитого трак­тата «Дао дэ-цзин» (об Абсолюте — С.С.), на­писал свой труд под влиянием паломничества в Шамбалу. Считается, что уже на склоне лет он вновь направился туда же.

Что известно на Западе о том же

Оказывается, что не только в Азии знают о Шамбале. Есть сведения, что и мудрецы Среди­земноморского бассейна находились в контакте с ней. Пифагор путешествовал к великим Гималай­ским мудрецам — Махатмам. О новопифагорейском философе Аполлонии Тианском высказыва­ется мнение, будто бы он тоже посетил Шамбалу. То же самое говорится и о других известных лич­ностях древности и средневековья.

Западные летописи запечатлели получение ве­стей из Шамбалы Константином Великим, а так­же византийским императором Эммануилом.

Крестоносцы, возвращавшиеся из крестовых походов, также приносили вести в европейские страны о таинственной Шамбале и Махатмах. В Европе эти вести вылились в сказание о «Замке Грааля». В нем живут святые рыцари, охраняю­щие «Чашу Грааля». На Чашу сходит Огонь Не­бесный, и рыцари, приобщаясь от горящей Огнем Чаши, получают силы на борьбу со злом. Рыцари слышат каждый зов и спешат на помощь обижен­ным. Об этом рассказывается в операх Вагнера «Парсифаль» и «Лоэнгрин».

Западная христианская церковь, в лице своих римских пап, в XII—XIII вв. знала о существова­нии в центре Азии таинственного Духовного Цент­ра, во главе которого стоял тогда знаменитый Пре­свитер Иоанн. Он посылал обличительные грамо­ты папам и другим церковникам. Из истории изве­стно, что один из пап снарядил посольство в среднюю Азию к пресвитеру Иоанну. После многих невзгод и мытарств посольство это вернулось, не най­дя Духовной Цитадели, а Пресвитер Иоанн про­должал посылать свои обличительные грамоты.

Сведения о Шамбале попадаются и в трудах европейских ученых. О существовании Твердыни Света писал португалец Каселла, проживший в Тибете 23 года и умерший там в 1650 году. Тибет­ские ламы прониклись к нему таким глубоким ува­жением, что даже предлагали ему совершить путе­шествие в Шамбалу.

Чома де Кереш (1784-1842), венгерский фи­лолог и путешественник, основатель европейской тибетологии, жил в Тибете много лет. В своих тру­дах он указывает на сокровенное учение из Шам­балы. Он был так горячо убежден в реальном су­ществовании Шамбалы, что даже указывал ее точные географические координаты.

Русские источники

(сведения о Беловодье)

Об экспедиции отца Сергия пишет С. Буланцев («Вокруг света», 1979, № 3). Эта интерес­нейшая история была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.

Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в ви­зантийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке — Королев­стве Белых Вод, стране справедливости и добро­детели. Князь Владимир был настолько очарован этой легендой, что в 987 году снарядил большой отряд во главе с отцом Сергием — ему было тогда 30 лет — на поиски Беловодья.

Отец Сергий вернулся в Киев только в 1043 г. глубоким старцем. Он рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, животные пали. В конце концов, прочие участники наотрез отказа­лись идти дальше. Только двое согласились про­должать путь вместе с отцом Сергием. К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих — еле живых от лишений и болезней — пришлось оставить в каком-то селении на попече­ние местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее, он решил дойти до цели или умереть.

Еще через три месяца монах достиг границ Бе­ловодья — озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и... все-таки двинулся в глубь запретной территории.

Перед изможденным Сергием внезапно воз­никли два человека. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу. Спустя время его перевели в другой поселок, оби­татели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все но­вые и новые знания... Как Сергий поведал киевля­нам, огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом.

Рассказывая о Братстве Махатм, Сергий го­ворил: «Эти святые подвижники, соединяющиеся с Господом, составляющие один дух с Ним, неус­танно трудятся в поте лица своего совместно со всеми Небесными Силами на благо и пользу всех народов мира».

Умирая, на последней исповеди, передал Сер­гий своему духовнику сообщение о Беловодье, с наказом — передавать перед смертью своему духовнику, следующему, до времени, когда надо бу­дет открыть сокровенное миру. Через 900 лет на­ступило время открыть, и в 1943 году «Сокровен­ное сказание о Беловодье» стало известным. Ки­евский монах не был единственным русским, от­правившимся на поиски сказочного Беловодья. В начале нашего века в Костроме умер монах, кото­рый, как оказалось, ходил в Индию, на Гималаи. Он оставил рукопись со многими указаниями об учении Махатм.

* * *

В середине XIX столетия к алтайским старо­верам, бежавшим во времена церковного раскола в Сибирь, на Алтай, была принесена необычайная весть о Беловодье — той же Шамбале: «Далеко, далеко, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшая мудрость на спасение всему человечеству». И древняя легенда о заповедной стране счастья и справедливости по­лучила новую жизнь, обрастая новыми подробно­стями. И люди устремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный неизведанный путь как в одиночку, так и группами.

В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских ка­заков в Беловодское царство». В предисловии к этой брошюре писатель В. Г. Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже по­трясает простые сердца своей заманчиво-мечта­тельной прелестью». По его сведениям, на протя­жении всего прошлого века «были известны слу­чаи, когда из деревень Алтайского округа люди уходили за границу для отыскания «Беловодья». Далее Короленко пишет: «Ив настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодье через таинственные хребты и пустыни Средней Азии».

Русские путешественники и ученые знали о Бе­ловодье-Шамбале. Н. М. Пржевальский писал: «Интересный рассказ, слышанный нами, было предсказание о Шамбале, обетованной земле буд­дистов. Нам рассказывали о пребывании русских староверов на Лобноре, явившихся в эту глушь Азии искать обетованную страну Беловодье».

П. К. Козлов во время своей экспедиции бе­седовал со старовером, который сам ходил на Лобнор в поисках Беловодья.

Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной страны нашли отражение да­же в русской художественной литературе. Коро­ленко, Мельников-Печерский, Шишков дали рассказы странников, будившие воображение не одного поколения русских крестьян. В романе Мельникова-Печерского «В лесах» есть рассказ странника, который будто бы целых четыре года прожил в Беловодье. В книге В. Шишкова «Алые сугробы» старуха рассказывает, что есть на свете такая диковинная страна, называемая «Беловодье», находящаяся на Востоке, где-то за Сиби­рью, за степями, за горами... «В ней вся правда, вся воля искони живут, эта страна диковинная».

О Махатмах и Их стране Шамбале писал Ни­колай Константинович Рерих (1874-1947), зна­менитый русский художник и философ, ученый и путешественник, в книге «Сердце Азии», издан­ной в 1929 г. в Америке. Она перепечатана на рус­ском языке в книге «Рерих, Избранное» в 1979 г. (О Рерихе см. подробнее в гл. V). Рерих говорит, что самое краеугольное понятие Азии, самое свя­щенное слово Азии — Шамбала, а самое громоносное имя Азии — Имя великого Владыки Шамбалы — Майтрейи. «Из крупных азиатских центрах, и в безбрежных пустынях Гоби слово о великой Шамбале звучит как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, на­иболее значительная весть Востока».

Рерих рассказывает о людях, побывавших в этой таинственной стране и описавших библиоте­ки, лаборатории, хранилища, а также знаменитую Башню. «Многие вещи, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками, на са­мых местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм проходят перед вашими глазами не как призраки, но как Великие Существа от тела и крови, как дей­ствительные Учителя высшего знания и мощи».

«Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, про­слушав свидетелей и будучи свидетелем — вы знаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеж­дать в существовании Махатм. Множество людей Их видели, беседовали с Ними, получали письма и вещественные предметы от Них. Можно назвать многих еще живущих, которые лично встречали Махатм. Эти памятные встречи проходили как в Индии, так и в Англии, Франции, Америке и Дру­гих странах».

Кроме самого Рериха, о Шамбале и Махатмах писали С. Буланцев и Л. В. Шапошникова (Во­круг света, март 1979), Е. Андреева, (Техника молодежи, октябрь 1980), В. Сидоров (Москва, август 1982, август 1986, апрель 1988), А. В. Шапошникова (За рубежом, 26 июня 1987 и 18 января 1991), Э. Томас. Шамбала — оазис света. 1992.

За рубежом существует обширнейшая литера­тура о Шамбале и Махатмах, есть немало людей в истории и современности, так или иначе соприка­савшихся с Махатмами.

Кто же они?

Сами Махатмы свое существование объясня­ют законом космической эволюции человечества. Суть этого закона в следующем. Каждый отдель­ный человек — это духовное бессмертное сущест­во, эволюция которого происходит путем повтор­ного воплощения на Земле. После смерти тела че­ловека его духовная сущность не уничтожается, а продолжает свое самостоятельное пространствен­ное существование. Когда наступает время, это «Я» воплощается. Так повторяются множество раз жизни каждого человека.

В воплощениях — жизнях на Земле — приоб­ретаемые человеком умственные и нравственные качества сохраняются, накапливаются и таким образом возрастают. Проходя через многие вопло­щения, духовные качества постепенно растут, раз­виваются. Так, по истечении очень долгого време­ни человек, наконец, достигает полного человечес­кого совершенства, тем завершая установленную для человечества эволюцию.

Такой «уже-не-человек» начинает следую­щую стадию космической эволюции, «послечеловеческую», которую можно назвать богочеловеческой или даже «божественной». Ведь если мы во­образим такого, по сравнению с нами сверхчелове­ка, то его можно назвать уже Богом, ибо его созна­ние будет настолько превышать сознание обыкно­венного человека, насколько последнее превосхо­дит сознание животного. Ничего сверхъестест­венного, предела эволюции нет! Проходящие эту следующую эволюцию существа называются Ма­хатмами, что по-санскритски значит «Великие Души». Космическая эволюция человека основы­вается не только на законе перевоплощения, но и на законе причин и следствий — законе кармы. Этот закон говорит, что та или иная «судьба» человека — его счастливая жизнь или страдания — обуславливается следствиями его прежних жиз­ней: каждому воздается по его заслугам, каждый пожинает плоды того, что он посеял в прошлом. Народная мудрость знает о карме: о ней говорят пословицы: «что посеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнется», «не рой другому яму, сам в нее попадешь» и т. п. Подробнее об этих законах — во второй части.

Будучи существами следующей, высшей эво­люции, Махатмы, по сравнению с обычными людьми, обладают колоссальными знаниями и му­дростью, обладают мощными внутренними сила­ми. Согласно космическому праву — иерархическому принципу управления мирозданием — Ма­хатмы представляют собой невидимое Правитель­ство нашей планеты. Они пристально следят за всем, что происходит во всем мире, пользуясь ап­паратурой, не известной нашей науке. Они могут видеть любое место планеты, могут читать мысли людей. Передачей своих мыслей, посылками в мир эволюционных идей Махатмы руководят эволю­цией человечества. В случае необходимости Мировое Правительство вмешивается в дела мира, посылая своих посланников, которые несут преду­преждение, совет или помощь.

*** ***